Задание 23. Анализ текстовой и графической информации
Задание относится к высшему уровню сложности. За правильный ответ получишь 3 балла.
На решение примерно отводится до 10-20 минут.
Для выполнения задания 23 по биологии необходимо уметь:
- устанавливать взаимосвязи,
- распознавать и описывать,
- выявлять отличия,
- сравнивать (и делать выводы на основе сравнения),
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).
Видеоразбор 23 задания по биологии
Задачи для тренировки
На рисунке изображено животное, вымершее примерно 10 тысяч лет назад, и его скелет. Какой раздел биологии занимается исследованием останков данного животного? К какому классу позвоночных относят это животное? Укажите признаки, говорящие о принадлежности к данному классу.
На рисунке изображен представитель подкласса Лопастепёрых рыб. Какие характерные особенности присущи этому животному? Опираясь на знания в биологии, укажите название данного организма и его эволюционное значение.
На рисунке представлен вид вымершего млекопитающего – Стероподон (Steropodon galmani), обитавшего на планете примерно 110 млн. лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и в каком периоде обитал данный организм. Это животное имеет сходство с его ныне живущим потомком. Определите, к какому отряду и семейству на данный момент относится это животное, назовите его характерные особенности. С каким классом позвоночных Стероподон имеет общие черты? Назовите некоторые из них.
Эры | Периоды и их продолжительность (в млн. лет) | |
Название и продолжительность (в млн. лет) | Возраст (в млн. лет) | |
Кайнозойская (новой жизни), 67 | 67 | Антропоген, 1,5 |
Неоген, 23,5 | ||
Палеоген, 42 | ||
Мезозойская (средней жизни), 163 | 230 | Меловой, 70 |
Юрский, 58 | ||
Триасовый, 35 | ||
Палеозойская (древней жизни), 340 | Возможно 570 | Пермский, 55 |
Каменноугольный, 75-65 | ||
Девонский, 60 | ||
Силурийский, 30 | ||
Ордовикский, 60 | ||
Кембрийский, 70 | ||
Протерозойская (ранней жизни), свыше 2000 | 2700 | |
Архейская (самая древняя в истории Земли), около 1000 | Возможно, > 3500 |
Определите органоид клетки, изображённый на картинке. Объясните в каких клетках он находится, а также его значение.
Назовите процесс, изображенный на рисунке. Каковы его отличительные особенности? Какова роль этого процесса в природе и эволюции?