Реформы 1860-1870-х гг.: основные преобразования
Реформа – процесс преобразований в разных сферах человеческой жизни (политике, экономике, культуре, социальных отношениях).
Аграрная реформа 1861 г.: отмена крепостного права
Аграрная (земельная, крестьянская) реформа – основное преобразование, начавшее период реформ императора Александра II. Процесс изменений в социальной и экономической сферах состоял из цепочки событий, продолжительностью более 100 лет. Итогом преобразований и влияния внешних и внутренних факторов стал Манифест императора об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 19 февраля (3 марта по новому стилю).
История крепостного права* в Российской империи
Дата | Событие |
1592 | — Запрет перехода крестьян* к другому землевладельцу (согласно «указной» версии формирования крепостного права, данный документ считался основным, вполне конкретным законом – стартом периода существования крепостного права). Существование данного документа оспаривалось. |
Конец XVI – начало XVII века | — Увеличение срока розыска беглых крестьян. |
1606 – 1607 гг. | — Крестьянское восстание И. Болотникова. |
1649 | — Соборное Уложение – свод законов, действовавший до 1832 года. Считается официальной датой появления крепостного права: 1. Юридически закреплен неограниченный срок розыска беглых крестьян. 2. Любой крестьянин терял право менять место жительства, он «закреплялся» за поместьем. |
1670-1671 гг. | — Восстание С. Разина. |
1764 г. | — Секуляризация земель церкви, право иметь крепостных получили только дворяне. |
1773-1775 гг. | — Восстание Е. Пугачева. |
1797 г. | — Манифест о трехдневной барщине (ограничение труда крепостных) Павла I. |
1803 г. | — Указ о вольных хлебопашцах Александра I. |
1816-1819 гг. | — Отмена крепостных порядков на территории прибалтийских губерний Российской империи (Курляндия, Лифляндия, Эстляндия). |
1833 г. | — Запрет Николая I продавать крестьян с торга, забирать их наделы, разделять семью при продаже. |
50-е годы | — Массовые крестьянские выступления. |
1861 г. | — Отмена крепостного права. |
*Крестьянство в XIX веке, как и ранее, составляло основную часть общества. Всех крестьян делили на три группы: помещичьи, посессионные государственные, удельные (в собственности царского рода). Первая группа находилась в наиболее тяжелом положении, поскольку полностью принадлежали хозяину-землевладельцу. По статистике, более половины мужского населения – помещичьи крестьяне (около 55%), такой отметки достигли к периоду правления Петра I. К середине XIX века доля упала до 37%.
Крепостное право – система правовых отношений между крестьянином и землевладельцем, которые предполагают полную зависимость первого от второго. Существовало не на всей территории страны – свободными были земли Сибири, губернии на Дальнем Востоке и в Азии, на Кавказе, Финляндии, на Аляске, казачьих землях.
Предпосылки и причины
Российская империя завершила процесс аграрных изменений в Европе. В сравнении с западными странами (Великобритания, Германия), Россия отстала приблизительно на полвека: в Германии освобождение крестьян произошло в 1807-1809 гг. под влиянием наполеоновских войн, Англия отказалась от крепостного права еще в XVI в. в рамках «огораживания». Но в США рабство было отменено на год позже в 1862 году.
Огораживание – процесс ликвидации и захвата общинных земель, форма первоначального накопления капитала в странах Западной Европы, в классическом виде существовала в Англии. (в ЕГЭ не попадается, я бы удалил)
Причины проведения реформы можно поделить на внешние и внутренние:
- Внешняя: неудачи во внешней политике, в частности – поражение в Крымской войне.
- Внутренняя – острый кризис крепостнической системы, который осознавали представители власти.
Важным фактором стала Отечественная война 1812-1815 гг. – после нее молодое служилое дворянство желало провести в России преобразования по увиденным в Европе моделям (восстание декабристов 1825 года явилось наиболее ярким выступлением). Вторая активная волна поднялась после Крымской войны.
Хронология действий правителей в сторону реформирования крепостной системы:
- Екатерина Великая впервые подняла тему в Вольном экономическом обществе относительно права собственности землевладельца на крепостных.
- Первым ограничил барщину тремя днями император Павел I.
- Александр I отменил практику передачи государственных крестьян в собственность помещиков. Главное последствие такого решения – остановился рост количества крепостных. Император разрабатывал проект земельной реформы. Также его указ о вольных хлебопашцах 1803 года юридически дал помещикам возможность освобождать крестьян и наделять землёй.
- Николай I ограничил систему наказаний, которую применяли помещики, относительно крестьян. Была собрана комиссия, которая готовила проект реформы.
Как готовили проект реформы?
Процесс социальных и аграрных преобразований не был простым и однозначным процессом. В комиссию по подготовке реформы входили представители класса помещиков – заинтересованные, не нейтральные лица.
1857 г. - собрана новая группа для рассмотрения вопроса, летом представлен к рассмотрению первый проект:
- Ликвидация личной зависимости крестьян по истечении переходного периода в 10 лет;
- Земля продолжала принадлежать помещикам;
- Земельный надел предоставлялся крестьянину только за плату или при условии отработки барщины;
- Крестьяне со временем могли выкупить жилой дом, хозяйственные постройки.
1858 г. - новая программа реформы, более радикальная, в связи с крестьянскими волнениями:
- Крестьяне могли создать собственные органы самоуправления;
- Освобожденные крестьяне могли выкупить надел, который им сразу давали в постоянное пользование;
- Бывшие крепостные получали полную личную свободу;
- Устанавливалось переходное состояние.
1859-1860 гг. – попытки приостановить процесс реформаторства. Председателем комиссии стал граф В.Н.Панин – под его влиянием были увеличены повинности после освобождения, уменьшены наделы в пользу интересов дворян-землевладельцев.
19 февраля 1861 года по старому стилю император Александр II издал «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». В Прощенное воскресенье 5 марта (17 марта по новому стилю) документ обнародовали. «Положение…» состояло из 17 законодательных актов.
Основные идеи:
- Ликвидация личной зависимости крестьян;
- Юридическое закрепление статуса «временнообязанных»;
- Крестьяне получали гражданскую правоспособность – могли владеть землей, домом;
- Предоставлялось право выборного самоуправления;
- На протяжении 49 лет крестьяне должны были отбывать барщину за использование земельного надела;
- Помещикам гарантировалось получение выкупных платежей, другими словами – крестьяне выплачивали выкупные платежи не помещику, а государству.
Результаты:
- Был введен новый институт, вместо «крепостного права» - постоянные поземельные отношения между крестьянином и помещиком, отношения оформлялись уставной грамотой;
- Появился институт сельских обществ и волостей, объединение в общины было обязательным;
- За землю и повинности нес ответственность перед общиной домохозяин и его семья. Другими словами, крепостные отношения трансформировались в круговую поруку;
- Утвердились две формы землевладения: подворное и общинное;
- Постепенно в земельные отношения проникали рыночные отношения, тормозила процесс развития капиталистических отношений общинная система.
Земская реформа: особенности проведения
Земство – орган местного самоуправления, работа которого основывалась на принципах самофинансирования, выборности членов, всесословности.
В январе 1864 года император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях (разработка началась параллельно с проектом аграрной реформы). Изначально планировалось сделать земства частью системы административного управления, затем решили придать им функции органов самоуправления.
Реформа создала такую систему:
- Исполнительные органы: земские управы;
- Распорядительные органы: губернские и уездные земские собрания.
3 курии избирателей земских управ и собраний:
- Уездные землевладельцы;
- Городские жители;
- Выборные от сельских обществ.
Задачи земств:
- Ремонт дорог;
- Содержание тюрем;
- Организация разъездов для чиновников;
- Народное образование, строительство школ;
- Ведение статистики;
- Медицина на местном уровне, набор на работу врачей;
- Попечение местной торговли;
- Взимание налогов на местном уровне;
- Обеспечение продовольствием.
Первые три позиции считались обязательными, остальные – рекомендательные, не относились к обязательным задачам земств. Решения земств утверждал губернатор или министр внутренних дел.
Земства не могли вмешиваться в дела других органов самоуправления. Тут была проблема: нечеткость полномочий создавало проблемы и конфликты в отношениях между органами самоуправления.
В 1890 году, во время контрреформ, полномочия земств были существенно урезаны.
Главные последствия:
- Формирование земской медицины: до реформы медицина находилась, в основном, на уровне знахарства (если речь идет о провинции, деревнях). Создавались Общества врачей. Медицина стала обязательной частью социальной службы.
- Развитие земской школы – создание учебных заведений с 3-летним курсом, где все дети могли обучиться чтению, письму, арифметике. Также изучался Закон Божий, церковнославянский язык.
Судебная реформа
Одна из реформ либеральных «великих» реформ Александра II. Проект разрабатывался в 1861-1863 гг., реформу утвердили в 1864 году. Результат – полное изменение формы и содержания судебной системы.
- Созданы две ветви судебных органов: мировые и общие. В каждой было по две инстанции: мировые суды и съезды, суды округов и судебные палаты.
- Установлен принцип гласности суда, заседания проходили открыто.
- Вводился принцип состязательности процесса – с этой целью ввели должности адвокатов и прокуроров, появился суд присяжных (необходимо было доказать, что обвиняемый виновен; стала применяться презумпция невиновности).
- Появилось понятие «судебное следствие».
- Судебные органы стали независимы от административных.
- Судьи мирового суда избирались на фиксированный срок, общего суда – судья был несменяемым.
Результат:
- Судебная система стала эффективной, независимой;
- Искоренялась коррупция;
- Повышалась профессиональность лиц, имевших отношение к судебной системе;
- Появились Уставы: гражданского судопроизводства, о наказаниях, уголовного права и другие.
Реформа образовательной системы
В 1864 году началась реформа образования Российской империи. Целью были изменения в начальном, среднем и высшем образовании. В период 1863-1864 гг. приняты Уставы об университетах, гимназиях и прогимназиях, Положение о народных училищах.
Реформы начальной школы:
- Отказ от монополии церкви и государства на образовательную систему;
- Разрешено основание частных учебных заведений;
- Начальные школы представлены: частными и государственными заведениями, земскими, приходскими и воскресными школами.
Реформирование средней школы:
- Базовый элемент среднего образование – гимназии (реальные и классические). Первые готовили поступлению в технические учебные заведения, вторые – в ВУЗы гуманитарного профиля.
- Поступить в гимназию мог кто угодно, независимо от сословия.
- Срок обучения – 7 лет, позже – 8 лет.
- Появились женские гимназии.
Реформа высшего образования:
- Университеты получили автономию;
- За программу и другие моменты функционирования ВУЗа отвечали декан и совет профессоров;
- Женщины получили право получать высшее образование.
Результаты реформы:
- Образование стало доступным;
- Устранена монополия государства и церкви на систему образования;
- Упорядочена образовательная система.
Финансовая реформа
Комплекс мероприятий проводится на протяжении 60-х годов под руководством В.А. Татаринова. Цель – модернизация финансовой системы, приведение ее к капиталистическому типу.
- Создан Государственный банк и Главное выкупное учреждение;
- Введен принцип гласности – государственный бюджет публиковался;
- Созданы казначейства для администрирования доходов государства;
- На местах с 1865 года сформированы контрольные палаты;
- Введены акцизные марки по алкогольной и табачной продукции.
Результат:
- Борьба с коррупцией дала результаты;
- Повышение эффективности функционирования финансовой системы;
- Запланированная денежная реформа не была проведена до 90-х годов.
Военная реформа
Проводилась в 60-70-е годы с целью повышения эффективности армии. Длительность процесса преобразований вызвана зависимостью военной сферы от промышленности и транспортной системы.
Идеолог и главный разработчик проекта реформы – Д.А. Милютин.
- Основное изменение: замена рекрутчины на воинскую повинность (распространялась на мужчин, достигших 20 лет, независимо от сословия);
- Реформирована образовательная система в военных учебных заведениях;
- Срок срочной службы – 6 лет, при наличии высшего образования – полгода.
Результаты:
- повышение эффективности армии, возможность быстрой мобилизации при необходимости, переход на новую систему комплектования армии, сокращение численности постоянно действующей армии.
Смотрите также:
- Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
- Политика контрреформ
- Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны
- Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте
- Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков
Как вы считаете, материал был полезен?