Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
Реформы 1860–1870- х гг. Аграрная, земская, судебная и военная реформы. Реформы образования.
81297

Реформы 1860–1870- х гг. Аграрная, земская, судебная и военная реформы. Реформы образования.

Содержание:




Реформы 1860-1870-х гг.: основные преобразования

Реформа – процесс преобразований в разных сферах человеческой жизни (политике, экономике, культуре, социальных отношениях). 

Аграрная реформа 1861 г.: отмена крепостного права

Аграрная (земельная, крестьянская) реформа – основное преобразование, начавшее период реформ императора Александра II. Процесс изменений в социальной и экономической сферах состоял из цепочки событий, продолжительностью более 100 лет. Итогом преобразований и влияния внешних и внутренних факторов стал Манифест императора об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 19 февраля (3 марта по новому стилю). 

История крепостного права* в Российской империи

Дата Событие
1592 — Запрет перехода крестьян* к другому землевладельцу (согласно «указной» версии формирования крепостного права, данный документ считался основным, вполне конкретным законом – стартом периода существования крепостного права). Существование данного документа оспаривалось. 
Конец XVI – начало XVII века — Увеличение срока розыска беглых крестьян.
1606 – 1607 гг. — Крестьянское восстание И. Болотникова.
1649 — Соборное Уложение – свод законов, действовавший до 1832 года. Считается официальной датой появления крепостного права: 1. Юридически закреплен неограниченный срок розыска беглых крестьян. 2. Любой крестьянин терял право менять место жительства, он «закреплялся» за поместьем.
1670-1671 гг. — Восстание С. Разина.
1764 г. — Секуляризация земель церкви, право иметь крепостных получили только дворяне.
1773-1775 гг. — Восстание Е. Пугачева. 
1797 г. — Манифест о трехдневной барщине (ограничение труда крепостных) Павла I.
1803 г. — Указ о вольных хлебопашцах Александра I.
1816-1819 гг. — Отмена крепостных порядков на территории прибалтийских губерний Российской империи (Курляндия, Лифляндия, Эстляндия).
1833 г. — Запрет Николая I продавать крестьян с торга, забирать их наделы, разделять семью при продаже.
50-е годы — Массовые крестьянские выступления.
1861 г. — Отмена крепостного права.

*Крестьянство в XIX веке, как и ранее, составляло основную часть общества. Всех крестьян делили на три группы: помещичьи, посессионные государственные, удельные (в собственности царского рода). Первая группа находилась в наиболее тяжелом положении, поскольку полностью принадлежали хозяину-землевладельцу. По статистике, более половины мужского населения – помещичьи крестьяне (около 55%), такой отметки достигли к периоду правления Петра I. К середине XIX века доля упала до 37%. 

Крепостное право – система правовых отношений между крестьянином и землевладельцем, которые предполагают полную зависимость первого от второго. Существовало не на всей территории страны – свободными были земли Сибири, губернии на Дальнем Востоке и в Азии, на Кавказе, Финляндии, на Аляске, казачьих землях. 

Предпосылки и причины

Российская империя завершила процесс аграрных изменений в Европе. В сравнении с западными странами (Великобритания, Германия), Россия отстала приблизительно на полвека: в Германии освобождение крестьян произошло в 1807-1809 гг. под влиянием наполеоновских войн, Англия отказалась от крепостного права еще в XVI в. в рамках «огораживания». Но в США рабство было отменено на год позже в 1862 году.

Огораживание – процесс ликвидации и захвата общинных земель, форма первоначального накопления капитала в странах Западной Европы, в классическом виде существовала в Англии. (в ЕГЭ не попадается, я бы удалил)

Причины проведения реформы можно поделить на внешние и внутренние:

  • Внешняя: неудачи во внешней политике, в частности – поражение в Крымской войне
  • Внутренняя – острый кризис крепостнической системы, который осознавали представители власти. 

Важным фактором стала Отечественная война 1812-1815 гг. – после нее молодое служилое дворянство желало провести в России преобразования по увиденным в Европе моделям (восстание декабристов 1825 года явилось наиболее ярким выступлением). Вторая активная волна поднялась после Крымской войны.

Хронология действий правителей в сторону реформирования крепостной системы:

  • Екатерина Великая впервые подняла тему в Вольном экономическом обществе относительно права собственности землевладельца на крепостных.
  • Первым ограничил барщину тремя днями император Павел I
  • Александр I отменил практику передачи государственных крестьян в собственность помещиков. Главное последствие такого решения – остановился рост количества крепостных. Император разрабатывал проект земельной реформы. Также его указ о вольных хлебопашцах 1803 года юридически дал помещикам возможность освобождать крестьян и наделять землёй.
  • Николай I ограничил систему наказаний, которую применяли помещики, относительно крестьян. Была собрана комиссия, которая готовила проект реформы. 

Как готовили проект реформы?

Процесс социальных и аграрных преобразований не был простым и однозначным процессом. В комиссию по подготовке реформы входили представители класса помещиков – заинтересованные, не нейтральные лица. 

1857 г. - собрана новая группа для рассмотрения вопроса, летом представлен к рассмотрению первый проект:

  • Ликвидация личной зависимости крестьян по истечении переходного периода в 10 лет;
  • Земля продолжала принадлежать помещикам;
  • Земельный надел предоставлялся крестьянину только за плату или при условии отработки барщины;
  • Крестьяне со временем могли выкупить жилой дом, хозяйственные постройки.

1858 г. - новая программа реформы, более радикальная, в связи с крестьянскими волнениями:

  • Крестьяне могли создать собственные органы самоуправления;
  • Освобожденные крестьяне могли выкупить надел, который им сразу давали в постоянное пользование;
  • Бывшие крепостные получали полную личную свободу;
  • Устанавливалось переходное состояние.

1859-1860 гг. – попытки приостановить процесс реформаторства. Председателем комиссии стал граф В.Н.Панин – под его влиянием были увеличены повинности после освобождения, уменьшены наделы в пользу интересов дворян-землевладельцев. 

19 февраля 1861 года по старому стилю император Александр II издал «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». В Прощенное воскресенье 5 марта (17 марта по новому стилю) документ обнародовали. «Положение…» состояло из 17 законодательных актов.

Основные идеи:

  1. Ликвидация личной зависимости крестьян;
  2. Юридическое закрепление статуса «временнообязанных»;
  3. Крестьяне получали гражданскую правоспособность – могли владеть землей, домом;
  4. Предоставлялось право выборного самоуправления;
  5. На протяжении 49 лет крестьяне должны были отбывать барщину за использование земельного надела;
  6. Помещикам гарантировалось получение выкупных платежей, другими словами – крестьяне выплачивали выкупные платежи не помещику, а государству.

Результаты:

  • Был введен новый институт, вместо «крепостного права» - постоянные поземельные отношения между крестьянином и помещиком, отношения оформлялись уставной грамотой;
  • Появился институт сельских обществ и волостей, объединение в общины было обязательным;
  • За землю и повинности нес ответственность перед общиной домохозяин и его семья. Другими словами, крепостные отношения трансформировались в круговую поруку;
  • Утвердились две формы землевладения: подворное и общинное;
  • Постепенно в земельные отношения проникали рыночные отношения, тормозила процесс развития капиталистических отношений общинная система. 

Земская реформа: особенности проведения

Земство – орган местного самоуправления, работа которого основывалась на принципах самофинансирования, выборности членов, всесословности. 

В январе 1864 года император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях (разработка началась параллельно с проектом аграрной реформы). Изначально планировалось сделать земства частью системы административного управления, затем решили придать им функции органов самоуправления.

Реформа создала такую систему:

  • Исполнительные органы: земские управы;
  • Распорядительные органы: губернские и уездные земские собрания.

3 курии избирателей земских управ и собраний:

  1. Уездные землевладельцы;
  2. Городские жители;
  3. Выборные от сельских обществ.

Задачи земств:

  • Ремонт дорог;
  • Содержание тюрем;
  • Организация разъездов для чиновников;
  • Народное образование, строительство школ;
  • Ведение статистики;
  • Медицина на местном уровне, набор на работу врачей;
  • Попечение местной торговли;
  • Взимание налогов на местном уровне;
  • Обеспечение продовольствием.

Первые три позиции считались обязательными, остальные – рекомендательные, не относились к обязательным задачам земств. Решения земств утверждал губернатор или министр внутренних дел.

Земства не могли вмешиваться в дела других органов самоуправления. Тут была проблема: нечеткость полномочий создавало проблемы и конфликты в отношениях между органами самоуправления. 

В 1890 году, во время контрреформ, полномочия земств были существенно урезаны. 

Главные последствия:

  1. Формирование земской медицины: до реформы медицина находилась, в основном, на уровне знахарства (если речь идет о провинции, деревнях). Создавались Общества врачей. Медицина стала обязательной частью социальной службы.
  2. Развитие земской школы – создание учебных заведений с 3-летним курсом, где все дети могли обучиться чтению, письму, арифметике. Также изучался Закон Божий, церковнославянский язык. 

Судебная реформа

Одна из реформ либеральных «великих» реформ Александра II. Проект разрабатывался в 1861-1863 гг., реформу утвердили в 1864 году. Результат – полное изменение формы и содержания судебной системы.

  • Созданы две ветви судебных органов: мировые и общие. В каждой было по две инстанции: мировые суды и съезды, суды округов и судебные палаты. 
  • Установлен принцип гласности суда, заседания проходили открыто.
  • Вводился принцип состязательности процесса – с этой целью ввели должности адвокатов и прокуроров, появился суд присяжных (необходимо было доказать, что обвиняемый виновен; стала применяться презумпция невиновности). 
  • Появилось понятие «судебное следствие».
  • Судебные органы стали независимы от административных.
  • Судьи мирового суда избирались на фиксированный срок, общего суда – судья был несменяемым.

Результат:

  • Судебная система стала эффективной, независимой;
  • Искоренялась коррупция;
  • Повышалась профессиональность лиц, имевших отношение к судебной системе;
  • Появились Уставы: гражданского судопроизводства, о наказаниях, уголовного права и другие.

Реформа образовательной системы 

В 1864 году началась реформа образования Российской империи. Целью были изменения в начальном, среднем и высшем образовании. В период 1863-1864 гг. приняты Уставы об университетах, гимназиях и прогимназиях, Положение о народных училищах. 

Реформы начальной школы:

  • Отказ от монополии церкви и государства на образовательную систему;
  • Разрешено основание частных учебных заведений;
  • Начальные школы представлены: частными и государственными заведениями, земскими, приходскими и воскресными школами.

Реформирование средней школы:

  • Базовый элемент среднего образование – гимназии (реальные и классические). Первые готовили поступлению в технические учебные заведения, вторые – в ВУЗы гуманитарного профиля. 
  • Поступить в гимназию мог кто угодно, независимо от сословия.
  • Срок обучения – 7 лет, позже – 8 лет.
  • Появились женские гимназии.

Реформа высшего образования:

  • Университеты получили автономию;
  • За программу и другие моменты функционирования ВУЗа отвечали декан и совет профессоров;
  • Женщины получили право получать высшее образование.

Результаты реформы:

  • Образование стало доступным;
  • Устранена монополия государства и церкви на систему образования;
  • Упорядочена образовательная система. 

Финансовая реформа

Комплекс мероприятий проводится на протяжении 60-х годов под руководством В.А. Татаринова. Цель – модернизация финансовой системы, приведение ее к капиталистическому типу. 

  • Создан Государственный банк и Главное выкупное учреждение;
  • Введен принцип гласности – государственный бюджет публиковался;
  • Созданы казначейства для администрирования доходов государства;
  • На местах с 1865 года сформированы контрольные палаты;
  • Введены акцизные марки по алкогольной и табачной продукции.

Результат:

  • Борьба с коррупцией дала результаты;
  • Повышение эффективности функционирования финансовой системы;
  • Запланированная денежная реформа не была проведена до 90-х годов.

Военная реформа

Проводилась в 60-70-е годы с целью повышения эффективности армии. Длительность процесса преобразований вызвана зависимостью военной сферы от промышленности и транспортной системы.

Идеолог и главный разработчик проекта реформы – Д.А. Милютин.

  • Основное изменение: замена рекрутчины на воинскую повинность (распространялась на мужчин, достигших 20 лет, независимо от сословия);
  • Реформирована образовательная система в военных учебных заведениях;
  • Срок срочной службы – 6 лет, при наличии высшего образования – полгода.

Результаты:

  • повышение эффективности армии, возможность быстрой мобилизации при необходимости, переход на новую систему комплектования армии, сокращение численности постоянно действующей армии. 







Смотрите также:

Поделитесь в социальных сетях:
18 ноября 2019, 09:11


Как вы считаете, материал был полезен?

Для оценки комментариев необходимо «войти на сайт».
×