Художественный образ
Все мастера искусства: поэт, художник, музыкант, отражают свои представления о мире. Каждый вид искусства имеет в своем арсенале особые средства для отражения действительности. Не важно, говорим ли мы о музыке с ее ритмом, звуком, тоном; о живописи, где правят цвет, форма, линия или о литературе с ее силой слова. Однако, их объединяет художественный образ. Это не простое копирование и художественное преобразование всего, что видит автор, а суть жизни, ее сокровенный смысл.
В будничном, частном образ раскрывает высшую идею, что-то вечное. Язык аллегорий, метафор и символов предлагают нам произведения искусства. Например, в драме А.Н. Островского «Гроза» изображается не просто женщина в поисках своего счастья, воспевается душевное благородство, стремление к свободе, к борьбе за нее и протесту против темного общества.
Черты художественного образа
Обобщение и типизация явления | Чаще это воплощения общего в индивидуальном. Автор настолько ясно и ярко прописывает персонажа, что его имя почти сразу становится нарицательным. Например, Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова или Отелло у Шекспира. |
Экспрессивность | Автор выражает свое идейно-эмоциональное отношение к субъекту повествования. |
Самодостаточность | Она объясняет многозначность трактовок образа. Персонаж или объект не одномерен, его можно и нужно интерпретировать. Критики литературы и читатели в различные эпохи часто спорят о прочтении и толковании того, что хотел выразить автор. Например, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. |
Изменчивость | С течением времени художественный образ меняет свои формы. Это логичная трансформация неизбежна с изменением понятия красоты и истины в разных художественных направлениях (классицизм, романтизм, реализм, постмодернизм). |
Художественное время и пространство
Любое произведение не может существовать вне времени. В зависимости от объема и жанра – это короткий или длительный период действительности. Восприятие времени при этом не всегда объективно: намеренно или случайно время «замирает» или «мигом пролетает».
В произведении события обычно следуют одно за другим. Следя за сюжетом, читатель вместе с героями проживает часы, недели, года. При этом не на каждой странице будет дневниковая точность, на то или иное время указывает логика повествования, слова и действия персонажей.
Наряду со временем важно упомянуть и художественное пространство. Авторы используют для своих целей:
- открытое,
- закрытое,
- замкнутое,
- природное,
- бытовое,
- беспредельное,
- неподвижное пространства.
При этом пространство указывает не только на места действия. В широком смысле его обозначение имеет особую смысловую нагрузку. Тесная убогая комнатушка может быть местом действия, а также символом тесноты духовной, унижения, несвободы литературного героя.
Смотрите также:
Как вы считаете, материал был полезен?