Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека
63196

Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека

Содержание:




Тип Хордовые —  это самая многочисленная и развитая в эволюционном плане группа живых организмов. Тип насчитывает 50 тыс. представителей, отличающиеся строением и образом жизни. Виды образуют популяции, которые заняли все экологические ниши, существующие на Земле. Их местом обитания служит водная среда, суша, воздушные просторы.  Они достигли наиболее высокого уровня организации, поэтому заслуживают особого внимания.

Хордовые животные: особенности, классификация

В тип Хордовые включены животные, которые имеют осевой скелет или хорду. 

Классификация типа Хордовые

Классификация типа Хордовые

Представители типа обладают следующими характерными чертами:

  1. Осевой скелет образован хордой в виде спинной струны или упругого тяжа. Хорда характерна для бесчерепных. У остальных животных с возрастом она меняется на позвоночник с хрящевой или костной структурой.
  2. Над хордой закладывается нервная трубка в виде длинного тяжа. Вначале она объединена с позвоночным столбом и располагается на спинной стороне. Головной мозг формируется из передней  части  нервной  трубки.
  3. Через кишечную трубку, хотя бы на одном этапе развития, проходят жаберные щели. У водных организмов они сохраняются, развивается жаберное дыхание. У наземных, видны только на этапе зародышевого развития, после чего зарастают и формируются легкие. Пищеварительная система (кишечная трубка) заложена под хордой.
  4. Развита вторичная полость тела, сегментация ряда органов. Прослеживается двухсторонняя симметрия.
  5. Наружные покровы образованы двумя слоями - эпидермисом и соединительной дермой.
  6. Характерна замкнутая кровеносная система. Кровь перекачивает мускульный мешок – прототип сердца, которое расположено на брюшной стороне тела.
  7. Сформирована скелетная мускулатура из  поперечно-полосатых волокон.
  8. Сегментация тела прослеживается на ранних стадиях эмбрионального развития. Сохраняется у низших хордовых, а у высших с возрастом исчезает.

На заметку: Каждый класс обладает конкретными чертами развития, особым строением внутренних органов, связанных с уровнем эволюционного процесса и особенностями среды обитания.


Наиболее общие черты типа Хордовых представлены на рисунке 1:

Тип Хордовые - схема
Рис. 1. Тип Хордовые

Основные признаки типа Хордовых:

  1. Имеют внутренний осевой скелет — хорду или позвоночник.
  2. Двусторонняя симметрия тела.
  3. Трехслойные, вторичная полость тела.
  4. Кровеносная система замкнутая.
  5. Головной мозг из пяти отделов (кроме ланцетника).
  6. Раздельнополые.
  7. Большинство свободноживущие.


Характеристика основных классов

Класс Головохордовые  

Характерный представитель класса Головохордовых – это ланцетник. Он стоит на низшей ступени эволюционной лестницы в типе Хордовые, проявляя примитивные признаки типа. Известно 20 видов ланцетников, обитающих в морях умеренных и теплых широт. Они ведут придонный образ жизни, зарываясь в песок. 

Ланцетник представляет собой полупрозрачное животное с торпедовидной формой тела длиной 5-8 см и хвостовым плавником в форме ланцета. По бокам расположены парные брюшные складки. Ланцетника характеризуют следующие особенности строения:

  • скелет состоит из хорды, покрытой снаружи плотной соединительной оболочкой;
  • однослойный эпидермис образует кожу;
  • мускулатура состоит из сегментов;
  • вокруг ротового отверстия расположено множество щупалец;
  • пищеварительная система развита слабо: образована глоткой и кишечной трубкой (по типу питания – фильтратор);
  • замкнутая кровеносная система образована одним кругом кровообращения, движение крови обеспечивает пульсирующая брюшная аорта;
  • выделительная система построена из парных трубочек – нефридий, которые открываются в околожаберную полость;
  • дыхание осуществляется за счет жабр;
  • животные являются раздельнополыми, оплодотворение и развитие личинки происходит в водной среде;
  • над хордой проходит нервная трубка, от которой отходят периферические нервы;
  • слаборазвитые органы чувств представлены воспринимающими свет пигментными пятнами, осязательной клеткой и обонятельной ямкой.

На рисунке 2 представлено строение ланцетника: 

Строение ланцетника
Рис. 1. Строение ланцетника

Значение Головохордовых в природе состоит в фильтрации морской воды и регуляции численности планктона. Ланцетник представляет собой одно из звеньев в цепи питания. 

Надкласс Рыбы

Первые представители этого надкласса появились в силуре-девоне и обладали наружным скелетом. От бесчелюстных предков образовались современные отряды рыб. Систематика насчитывает 20 000 экземпляров надкласса.

Рыбы образовались благодаря следующим ароморфозам (повышением уровня организации):

  • смена хорды на хрящ, а затем на костную структуру;
  • образование черепной коробки, способной защитить мозг от повреждений;
  • развитие челюстей;
  • формирование парных плавников;
  • появление новых отделов мозга;
  • развитие жабр в качестве органов дыхания;
  • разделение пищеварительной железы на поджелудочную и печень;
  • появление зачатков почек.

Схема «Классификация надкласса рыбы»

Надкласс Рыбы представлен водными обитателями, которые приспособлены к жизни в пресной и морской воде.

Характерные особенности развития:

  1. Тонкая, двухслойная кожа покрыта слизью и чешуей.

  2. К дифференцированным мышцам относятся только челюстные и удерживающие жаберные крышки.

  3. Пищеварительные железы: печень, желчный пузырь, поджелудочная железа. Хищные рыбы обладают развитой зубной системой.

  4. Органы дыхания представлены жабрами. Исключение составляют двоякодышащие рыбы, обладающие одновременно жабрами и легкими (переходная форма). Плавательный пузырь предназначен для вертикального перемещения в воде (гидростатическая функция).

  5. Рыбы относятся к холоднокровным особям. Они обладают замкнутой кровеносной системой с одним кругом кровообращения. Сердце образовано предсердием и желудочком. Воротная система печени и почек обеспечивает очистку крови от продуктов распада.

  6. Выделительная система состоит из зачатков почек, которые имеют лентовидную форму. По мочеточникам моча движется в мочевой пузырь и выводится во внешнюю среду.

  7. Половая система строится из парных семенников у самцов и яичников у самок. Самцы обычно окрашены ярче, привлекая самок нарядным внешним обликом (половой диморфизм).

  8. Нервная система характеризуется развитием промежуточного и среднего мозга Развит мозжечок, необходимый для координации движений и поддержание равновесия. Отмечается слабое развитие переднего мозга. 

  9. Глаза построены из плоской роговицы и шарообразного хрусталика. Веки отсутствуют.

  10. За осязание отвечают чувствительные клетки, расположенные по всему телу. Для слуха предназначено среднее ухо, состоящее из перепончатого лабиринта. Рыбы хорошо улавливают звуковые волны и сами способны издавать звуки. В ротовой полости находятся вкусовые клетки.

  11. Есть боковая линия, благодаря которой рыба улавливает течение и давление воды, колебания в водной среде, чувствует присутствие препятствий.

Внутреннее строение представителей рыбного царства:

Внутреннее строение рыбы

Таблица «Сравнительная характеристика систематических групп костных рыб»

Сравнительная характеристика систематических групп костных рыб

В качестве примера — один из распространенных представителей костных рыб:

  • Обыкновенная щука — одна из крупных рыб; размеры ее достигают полутора метров, а масса — 24 и более кг. Живет обыкновенная щука в реках, озерах; предпочитает места со стоячей или медленно текучей водой. Взрослые щуки поедают в основном сорную рыбу, больную и ослабленную. В Этом проявляется санитарная роль щуки в жизни водоема. Кроме того, щука считается промысловой рыбой, ее даже разводят в прудах.

Рыбы как класс выполняют определенную роль в природе и деятельности человека:

  1. являются звеном в пищевой цепочке;
  2. являются промежуточными хозяевами для паразитов;
  3. имеют промысловое значение, важны в питании человека;
  4. некоторые хрящевые особи представляют опасность;
  5. декоративные и выведенные разновидности украшают аквариумы.

Класс Земноводные

Земноводные как класс появились в палеозое. Они оказались промежуточным звеном между водной и сухопутной средой. Первые амфибии – стегоцефалы -  покинули водоемы и вышли на сушу. Это стало толчком в усложнении организации, с сохранением ряда примитивных черт.

Для движения на суше укрепился скелет, сформировалась крепкая опорно-двигательная система, появились трубчатые кости. Началось развитие дополнительного кроветворного органа, которым выступает красный костный мозг. Второй круг кровообращения привел к усложнению строения сердца: оно становится трехкамерным, но кровь к органам поступает смешанная: венозная и артериальная (наблюдается дефицит кислородного питания). 

Наряду с прогрессом наблюдаются признаки примитивизма. Температура тела связана с температурой окружающей среды. При похолодании животные становятся малоподвижными и менее подвижными, находятся в стадии оцепенения. При потеплении их активность заметно возрастает. Ранние стадии амфибий развиваются в водной среде. В воду попадают икринки, из которых вырастают личинки-головастики, похожие по строению на ланцетников и рыб. 


На заметку: Земноводные не способны полностью оторваться от водной среды, их строение, размножение пока во многом зависят от наличия влаги. Они способны покидать водоемы на некоторое время, но полностью существовать без воды не могут.


Класс составляет 3 900 видов, которые разделены на 3 отряда:

  • хвостатые (саламандры, тритоны);
  • безногие (тропические червяги);
  • бесхвостые (жабы, квакши, чесночницы, лягушки, пиповые и другие).

Многообразие земноводных:

Многообразие земноводных

Земноводные отличаются от рыб рядом особенностей внешнего и внутреннего строения:

  1. Возникли шейный и крестцовый отдел позвоночника.
  2. Сформировались 2 пары пятипалых конечностей.
  3. Головной мозг образован 2 полушариями. Органы, отвечающие за ориентацию во внешней среде (слух, обоняние и осязание) приспособлены к наземному образу жизни. Органы слуха уже со средним ухом и барабанной перепонкой. В ноздрях находятся обонятельные капсулы. Глаза имеют веки и мигательные перепонки.
  4. Скелет укреплен для хождения по суше и четко разделен на ряд отделов: голова, скелет туловища, пояса конечностей.
  5. Развита мышечная система, В теле до 350 мышц, которые дифференцированы по выполняемым функциям.
  6. Пищеварительная система развита и образована ротоглоточной полостью, коротким пищеводом, тонким и толстым кишечником, который заканчивается клоакой. Хорошо развиты печень и поджелудочная железа, есть желчный пузырь.
  7. Нервная система состоит из спинного и головного мозга, снабжена периферическими нервами. Хорошо развит передний отдел, а мозжечок и средний мозг недостаточно развиты, поскольку амфибии ведут малоподвижный образ жизни, им не нужна резкая координация движения.
  8. Характерно наружное оплодотворение, которое происходит в воде. Из оплодотворенных икринок появляются личинки, которые после нескольких линек превращаются во взрослую особь (развитие с метаморфозом).

На заметку: За счет поступления к клеткам смешанной крови, образуется дефицит кислорода. Проблема решается за счет поступления элемента через кожу, покрытой слизью. В слизи растворяется до 65% кислорода, который попадает в организм и питает клетки.


Отряды земноводных обладают специфическими чертами, поэтому их сложно спутать между собой.

Сравнительная характеристика земноводных

Особенности внешнего и внутреннего строения класса Земноводных (Рис. 1)

Строение лягушки
Рис. 1. Внутреннее строение лягушки (самки): 1 — сердце; 2 — лёгкое; 3 — печень; 4 — жёлчный пузырь; 5 — желудок; 6 — поджелудочная железа; 7 — яичник; 8 — почка; 9 — тонкая кишка; 10 — яйцевод; 11 — селезёнка; 12 — толстая кишка; 13 — клоака; 14 — мочевой пузырь

Земноводные являются промежуточным звеном в пищевой цепи и выполняют следующую роль:

  • поедая насекомых, регулируют их численность;
  • являются частью водных и наземных биогеоценозов;
  • используются на службе науки для изучения разных факторов;
  • служат источником питания для животных и человека.

Класс Пресмыкающиеся (рептилии)

Берет свое начало в мезозое и связан с появлением первых динозавров. Это промежуточное звено между птицами и млекопитающими. Систематики насчитали 6 000 видов особей этого класса. Они вынуждены «появиться на свет», поскольку в мезозойскую эру произошло изменение климата. На Земле потеплело и уменьшилось количество водоемов и болот. Наряду с земноводными появились динозавры, у которых возникли благоприятные для эволюции приспособления или ароморфозы.

Ароморфозы у пресмыкающихся:

  • формирование защитных оболочек вокруг яйца, защищающих зародыш на суше;
  • развитие внутреннего оплодотворения;
  • развитие прямое с полным превращением;
  • появление ячеистых легких и развитие дыхательных путей;
  • возникновение частичной перегородки в сердце, что позволило разделить венозную и артериальную кровь;
  • постепенное развитие коры больших полушарий;
  • возникновение вторичной почки, которая способствовала обратному всасыванию веществ;
  • образование диафрагмы;
  • преобразование скелета и его укрепление, развитие дополнительных костей.

Класс пресмыкающихся делится на отряды: 

Класс пресмыкающихся делится на отряды

Сравнительная характеристика пресмыкающихся

Сравнительная характеристика пресмыкающихся

Обладают характерными внешними чертами:

  1. Тело состоит из нескольких отделов: разделено на голову, туловище, две пары конечностей и хвост. Поверхность тела сплюснуто и прижато к земле.

  2. На коже образовался ороговевший эпидермис, рост которого происходит за счет нижних слоев эпителия. Поверхностные роговые щитки защищают внутренние органы от иссушения, останавливая испарение влаги. Кожные железы малочисленны. Это свойство особенно важно для пустынных животных.

  3. Скелет окостеневший. Головная часть состоит из висцерального и церебрального отделов (лицевого и мозгового). Позвоночник также разделен на отделы. Присутствует пояс верхних и нижних конечностей. Пятипалые конечности позволяют с легкостью перемещаться по суше. У некоторых рептилий конечности полностью отсутствуют (змеи, безногие ящерицы).

  4. Дополнительно формируются межреберные мышцы, которые нужны в процессе дыхания.

  5. Пищеварительная система развита. Дополнительно можно отметить сросшиеся со скелетом недифференцированные зубы и их способность подрастать после стачивания. Начинается пищеварительная система с длинного, мускулистого языка и заканчивается зачатками слепой кишки.

  6. Дыхательная система представлена гортанью, трахеей, бронхами, легкими. Частота дыхания напрямую связана с температурой окружающей среды. При высоких показателях температурной планки дыхание более частое.

  7. Кровеносная система замкнутого типа с двумя кругами кровообращения. Сердце трехкамерное, поэтому к органам поступает смешанная кровь (исключение составляют крокодилы, которые обладают 4-х камерным сердцем). Из-за смешения венозной и артериальной крови наблюдается низкий уровень обменных процессов.

  8. В нервной системе начинают образовываться зачатки серого вещества. Хорошо развит мозжечок, поэтому особи владеют сложными адаптивными механизмами.

  9. Мочевая система состоит из почек, мочеточника, мочевого пузыря. Почечные канальцы способны повторно всасывать воду, предохраняя организм от ее потери. Вместо мочи выводится отфильтрованный сгусток продуктов распада, что также сохраняет жидкость.

  10. Органы чувств развиты и приспособлены к существованию на суше. «Работают» органы обоняния, осязания и вкуса.

  11. Характерно внутреннее оплодотворение и размножение на суше. Пресмыкающиеся откладывают яйца (исключение – морские змеи, обладающие плацентой)

К сведению: Особым устройством отличается скелет черепах. У них образован панцирь, который состоит из костных пластинок и выполняет защитную функцию. Верхняя его часть представляет собой карпакс, а нижняя – это пластрон. Пластрон образует единое целое с грудной костью, ключицей и брюшными ребрами, поэтому черепаха не может «выпрыгнуть» из своего домика.


Внутреннее строение рептилий (Рис. 2)

Внутреннее строение рептилий
Рис. 2. Внутреннее строение ящерицы (самца): 1 — трахея; 2 — сердце; 3 — лёгкое; 4 — печень; 5 — жёлчный пузырь; 6 — желудок; 7 — селезёнка; 8 — поджелудочная железа; 9 — кишечник; 10 — семенник; 11 — почка; 12 — семяпровод; 13 — мочевой пузырь; 14 — клоакальное отверстие

Пресмыкающиеся играют определенную роль в природе и влияют на жизнь человека:

  • регулируют число моллюсков, насекомых, грызунов
  • используются в качестве продуктов питания
  • являются промысловым сырьем и используются в факмацевтике
  • преносят рад возбудителей болезней животных и человека
  • некоторые виды представляют опасность для человека
  • относятся к вредителям сельского и рыюного хозяйства

Класс Птицы

Класс Птицы наиболее многочисленный и насчитывает около 9 000 видов. Первоптица или археоптерикс появилась в мезозое. Она существенно отличалась от современных поколений пернатых, но некоторые общие черты демонстрировали ее принадлежность к этому классу:

  • обтекаемая форма тела;
  • облегченный скелет (легкие кости);
  • перьевой покров;
  • возможность передвижения на двух конечностях.

На этом фоне просматривалась теплокровность, интенсивные обменные процессы, воздушные мешки, необходимые для перелетов на небольшие расстояния. Сложные инстинкты и забота о потомстве довершали картину.

Возникновение класса Птиц – это новый ароморфоз или подъем на очередную ступень эволюции. Прогресс состоит:

  • в возникновении перьевого покрова;
  • развития теплокровности;
  • образовании легких трубчатых костей для полетов;
  • замена ткани в легких на губчатую;
  • образовании 4-х камерного сердца и полное разделение крови на венозную и артериальную.

При этом сохранились некоторые признаки предков:

  • способ размножение – откладывание яиц;
  • наличие роговых чешуек на конечностях и на клюве;
  • клоака.

Следует отметить и ряд идиодаптаций – конкретных приспособлений, связанных с перелетом:

  • превращение передних конечностей в крылья;
  • развитие грудных мышц для мощных взмахов крыльями;
  • развитие нескольких типов перьев, которые выполняют разные функции;
  • наличие воздушных полостей в костях, их сращивание, облегченность скелета;
  • потеря зубов;
  • передвижение на задних конечностях;
  • высокая скорость метаболических процессов;
  • развитие только левого яичника.

Птицы делятся на три надотряда: 

  • пингвины;
  • бескилевые птицы;
  • килегрудые

Классификация надотрядов птиц

Классификация надотрядов птиц

Птицы делятся по характеру миграций на оседлых, кочующих и перелетных. Оседлые выбирают определенное местообитание и не улетают далеко от своих гнездовий (синицы, поползни, голуби). Кочующие могут покидать места гнездовий (грачи, снегири, клесты). Перелетные улетают от «места жительства» за тысячи километров, что связано с изменением климата (неблагоприятные условия для жизни). Весной они возвращаются из теплых стран на прежние места (утки, лебеди, аисты).

Причины перелетов:

  1. изменение продолжительности дня → гормональные перестройки безусловный рефлекс → безусловный рефлекс к перелету;
  2. уменьшение кормовой базы → изменение климатических условий и среды обитания;
  3. чтобы выкормить и воспитать птенцов, нужен умеренный климат.

Внутренне строение птиц на примере голубя (Рис. 3):

Внутренне строение голубя
Рис. 3. Внутреннее строение птицы (самца): 1 — трахея; 2 — бронх; 3 — лёгкое; 4 — сердце; 5 — железистый желудок; 6 — мускульный желудок; 7 — печень; 8 — селезёнка; 9 — тонкая кишка; 10 — поджелудочная железа; 11 — почка; 12 — толстая кишка; 13 — семенник; 14 — семяпровод; 15 — мочеточник; 16 — клоака; 17 — клоакальное отверстие
Особенности строения представителей класса Птицы
Признак Особенности
Форма тела Обтекаемая
Покров Сухая кожа, покрытая роговыми перьями
Виды перьев

Контурное — создает форму тела и помогает при полете. Пуховое перо и пух — сохраняют тепло

Скелет Легкий и прочный за счет срастания костей (кисти, таза, черепа) и воздушных полостей внутри них. Летальные мышцы крепятся к килю
Мышцы Большие грудные (опускают крылья) и подключичные (поднимают крылья)
Пищеварительная система

Переваривание пищи за 2-3 часа (быстрый обмен веществ для поддержания постоянной температуры тела)

Клюв → глотка → пищевод (с зобом) → желудок (мускульный и железистый отделы) → кишечник → клоака

Дыхательная система Ячеистые легкие и дополнительные воздушные мешки в полости тела и костей — для улучшения газообмена и защиты от перегрева. дыхание двойное
Кровеносная система Четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудка), два круга кровообращения
Нервная система Хорошо развит мозжечок. Развиты полушария переднего мозга (сложное поведение, инстинкты)
Размножение Оплодотворение внутреннее, самка откладывает яйцо, содержащее запас питательных веществ для зародыша и защищенное известковой скорлупой и подскорлуповой оболочкой
Развитие Образование пар → гнездование → откладывание яиц (от1-2 до 15-20 шт.) → насиживание яиц → забота о потомстве

В природе птицы активно участвуют в жизни растений: органичивают их рост, помогают распространять плоды и семена, участвуют в опылении цветковых растений. Участвуют в пищевой цепочке, питаясь беспозвоночными и грызунами и сами служат пищей для хищников.

Для человека птицы представляют эстетический и научный интерес. Домашние и промысловые пернатые снабжают мясом, пухом, яйцами. Птичий помет является прекрасным органическим удобрением. Хищные и насекомоядные птицы борются с вредителями в лесах и на с/х полях.

Класс Млекопитающих

Это самый молодой и развитый класс, который прошел параллельный эволюционный путь наряду с насекомыми и цветковыми растениями. Включает около 4 000 видов и распространен по всему земному шару.

Экологические группы млекопитающих

Обладает следующими характерными чертами:

  • наличием волосяного покрова;
  • сформированными кожными железами, к числу которых относятся и молочные;
  • полость тела поделена на грудной и брюшной отдел;
  • теплокровные;
  • постоянной температурой тела;
  • развита кора больших полушарий головного мозга;
  • сложными инстинктами и поведенческими реакциями;
  • способностью к живорождению и заботе о потомстве.

Класс Млекопитающих «получил в наследство» новые черты и сохранил некоторые признаки представителей других классов. Они появились в мезозойскую эру и сразу заняли лидирующие позиции по выживанию благодаря следующим ароморфозам:

  1. Усложнение строения головного мозга, что привело к более вариативному поведению и развитию условных реффлексов.
  2. Разитие волосяного покрова, сальных и потовых желез, которые помогают в терморегуляции организма и поддержании постоянной температуры тела.
  3. Внутриутробное развитие, помогающее сохранить потомство.
  4. Формирование мышечной диафрагмы, необходимой в процессах дыхания и газообмена.

Класс млекопитающих. Медведь

Сохранились некоторые признаки, присущие другим классам, что говорит о эволюционной преемственности:

  1. Способность некоторых животных (утконос, ехидна) откладывать яйца.
  2. В эмбриональном развитии видны стадии развития предков.
  3. На коже бывают роговые образования.
  4. У ряда организмов – безъядерные эритроциты.
  5. У некоторых низших насекомоядных температура тела меняется в широких пределах.

Внутреннее строение отличается следующими характерными чертами:

Признак Особенности Функции
Покровы тела Кожа прочная и эластичная, есть сальные и потовые железы. Волосяной покров состоит из жестких остевых волос и мягких тонких волос подшерстка, вырастающих из волосяных луковиц в коже. Когти ногти или копыта на концах пальцев  Защита от механических и термических повреждений
Скелет 1. Череп (мозговая и лицевая части)Скелет Защита головного мозга, захват и измельчение пищи
2. Позвоночник — 7 шейных позвонков; 12-15 грудных (к ним прикреплены ребра, соединенные спереди с грудиной, — грудная клетка), 2-9 поясничных позвонков, 3-4 крестцовых, хвостовые позвонки (количество зависит от длины хвоста) Опора тела
3. Пояс передних конечностей (две лопатки и две ключицы) Связь конечностей с позвоночником
4. Пояс задних конечностей (три пары сросшихся тазовых костей) Связь конечностей с позвоночником
5. Скелеты конечностей (строение зависит от условий жизни) Обеспечение движения
Мышцы

Особенно развиты мышцы спины, поясов конечностей и конечностей

Осуществление движений
Пищеварительная система

Ротовая полость (зубы, язык, слюнные железы) → глотка → пищевод → желудок  → кишечник (тонкий, толстый отделы и прямая кишка, в него впадают протоки поджелудочной железы и печени) → анальное отверстие

Измельчение, переваривание пищи, всасывание питательных веществ в кровь
Дыхательная система Носовые полости, гортань, трахея, два легких. Дыхание с помощью диафрагмы Насыщение крови кислородом, удаление углекислого газа
Кровеносная система Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения Транспорт питательных веществ к клеткам тела и вынос продуктов жизнедеятельности с кровью
Выделение Две почки → мочеточники (от каждой почки) → мочевой пузырь (один) → мочеиспускательный канал Удаление избытка воды и продуктов распада
Нервная система
  1. Головной мозг — на больших полушариях переднего мозга есть кора с извилинами (связано с более сложным, чем у остальных животных, поведением); хорошо развит мозжечок (связано с координацией более сложных движений)
  2. Спинной мозг
  3. Нервы
Управление движениями, безусловные и условные рефлексы; восприятия и проведение сигналов
Органы чувств Степень развития каждого из органов чувств зависит от образа жизни животного
Поведение Сложное, легко формируются рефлексы, обеспечивая быстрое приспособление к меняющимся условиям среды
Размножение

Все раздельнополые, большинство (кроме яйцекладущих) вынашивают детенышей в матке, а зародыш прикрепляется к стенке плацентой. Детенышей выкармливают молоком, образующимся в млечных железах. Проявляют заботу о потомстве

Внутреннее строение млекопитающих на примере кошки показано на рисунке:

Внутреннее строение млекопитающих - кошка

Класс Млекопитающих делится на подклассы, исходя их особенностей строения:

Класс Млекопитающие

Млекопитающие входят  в состав биогеоценозов и образуют сложные пищевые цепочки. Помогают распространять семена, восстанавливая растительность. «Подземные жители» рыхлят почву, сохраняя ее структуру и обогащая состав питательными компонентами и кислородом. Растительноядные особи регулируют численность растительности. Хищники являются «санитарами», уничтожая наиболее слабых животных в популяции. 

Для человека млекопитающие – источник питания. Они дают мясо, кожу, жир. Их используют для тестирования и производства лекарств. Имеют научное и эстетическое значение. Являются объектами спортивной охоты. Хищники способны нападать на домашний скот. Грызуны уничтожают посевы с/х культур. Относятся к основным и промежуточным хозяевам паразитов, распространяя гельминтов. 

Животный мир богат и разнообразен. Он создавался тысячелетиями и в процессе веков повышался уровень организации живых существ. Возникали новые, наиболее приспособленные формы организмов. Совершенствовались органы и системы органов. Человеку повезло: он способен видеть огромный и богатый, яркий и необычный мир живых существ, которые населяют зеленую планету под названием Земля.


Источники:

Рис. 1, Рис. 2, Рис. 3 — Каменский А. А. Сарычева Н. Ю. Сухова Т. С., Биология. 8 класс - Вентана-Граф: 2019. - 288 с.

 







Смотри также:

Поделитесь в социальных сетях:
5 апреля 2020, 20:57


Как вы считаете, материал был полезен?

Для оценки комментариев необходимо «войти на сайт».
×