Роль изобразительно-выразительных средств в тексте важна. Тропы и фигуры речи превращают скучный текст в художественное произведение. С помощью средств изобразительной выразительности автор рисует характеры героев, эпоху, быт, социальные устои и то, что определяет литературу как искусство.
Яркость, эмоциональность и образность – основные критерии изобразительно-выразительных средств.
Основные понятия, определения
Литература включает изобразительно-выразительные понятия, часто встречающиеся в текстах, как художественных, так и публицистических. Массовая и классическая литература, периодика, школьные сочинения, рекламные объявления – все эти области книжного искусства так или иначе сталкиваются с фигурами и тропами, помогающими воздействовать на читателя и потребителя эмоционально.
Здесь стоит выделить основные:
Риторический вопрос | Эта фигура речи представляет собой предложение в вопросительной форме, на которое не ожидается ответ. Очень часто используется как вспомогательное начало для эссе, сочинений, когда автор задает риторический вопрос для обозначения какой-либо проблемы, чтобы в дальнейшем ее раскрыть.
Риторические вопросы активно используются в журналистике и юриспруденции. Грамотно составленная речь с использованием вспомогательных риторических вопросов, помогающих правильно выстроить монолог и воздействовать на чувства окружающих, часто составляет солидный процент успеха хорошего юриста. |
Риторическое восклицание (обращение) | Стилистическая фигура, представляющая восклицательное предложение, адресованное неодушевленному предмету, абстрактному понятию или отсутствующему лицу. Иногда такое предложение может состоять из одного слова. Используется в художественном, публицистическом стилях литературы, в ораторском и театральном искусстве. Риторическое восклицание помогает выразить эмоции, воздействовать на чувства слушателя, погрузить читателя в соответствующую обстановку.
|
Афоризм | Это лаконичное, законченное краткое высказывание, остроумно выражающее определенную мысль. Афоризмы рождаются в литературе, истории, кинематографе, когда автор, историческая личность или любимый герой из кинофильма произносят емкую, остроумную мысль. Часто при этом используется юмор.
Много афоризмов придумывает сам народ, иногда приписывая той или иной известной личности собственные суждения. Много безымянных афоризмов, передающихся из поколения в поколение. Многие стали пословицами:
Афоризмы передают менталитет народа, жизненный уклад и духовные ценности. |
Инверсия | Фигура речи, представляющая собой предложение с заведомо неправильным (не прямым) порядком слов для усиления выразительного эффекта. Впереди-сказуемое, а потом- подлежащее. Применяется в случаях, когда необходимо акцентировать внимание собеседника на фрагменте высказывания. Инверсия часто используется в стихосложении для: выразительности, ритмики; в угоду рифме; для акцентирования внимания читателя на определенном слове или группе слов.
|
Повтор | Лексический повтор служит для усиления признаков качеств, присущих тому или иному явлению, одушевленному существу, предмету. Также повтор указывает на многократность действий, обозначение большого количества чего-либо.
|
Анафора | Стилистическая фигура – единоначатие – когда каждая строка стихотворения или последующей фразы начинается одинаково:
|
Сравнение | – это троп, в котором одно явление или предмет сопоставляется с другим. Сравнение бывает как выраженным, так и скрытым.
Скрытое сравнение чаще используется в фольклоре: народных песнях, сказках, былинах. |
Эпитет | Самый распространенный троп, художественное, образное определение, передающее впечатления автора. Чаще, в качестве эпитетов выступают прилагательные, причастия
Эпитеты, часто встречающиеся в фольклоре, называются постоянными: Добрый молодец, солнце красное, красна девица. Эпитетами могут быть не только прилагательные, но и существительные (приложения), наречие.
|
Метафора | Метафора представляет собой яркое, образное выражение, употребленное в переносном значении на основании сходств при сопоставлении двух предметов.
Щетка лесов – метафора. То есть вдали виднелись верхушки деревьев, растущие вплотную, и издали напоминающие щетку. Эх, тройка! Птица – тройка! (Н.В. Гоголь). Тройка лошадей названа птицей, поскольку мчит героя быстро, и это напоминает полет. |
Олицетворение | — это перенос признаков живого существа на неодушевленные объекты.
|
Метонимия | – это замена слова другим, заменяющим собой цельное понятие, но оставляющим смысл (часть целого):
Здесь читателю становится ясно, что автор описывает шипенье не самих бокалов, а игристого вина. Туманный альбион (Англия) |
Гипербола | – преувеличение действия, предмета, явления. Используется в литературе для образности и создания у читателя эмоционального настоя.
|
Литота | Литота-преуменьшение предметов.
|
Аллегория | — это изображение отвлеченного понятия через предмет, образ.
|
Оксюморон | – это стилистическая фигура, совмещающая два изначально взаимоисключающих понятия для усиления образности.
Тишина названа звонкой, так как настолько тихо вокруг, что «слышно» саму тишину. Скорбь «сладкая», потому что человек сильно скорбит и упивается собственными чувствами, ничего вокруг не замечая. |
Аллитерация | Стилистический прием звукописи, основанный на повторении одинаковых согласных звуков и звукосочетаний для имитации явления:
Здесь присутствует звукопись – аллитерация - постоянные повторы сочетаний согласных «гр», «б», имитирующие грохот копыт лошади по мосту. |
Ассонанс | Стилистический прием звукописи, основанный на повторении одинаковых гласных звуков и звукосочетаний для имитации явления:
В тексте есть ассонанс – выраженные повторы гласных «о», «у», «а, имитирующие плач и стоны русской женщины, оплакивающей потерю мужа. |
Средства изобразительной выразительности используются в художественных текстах, публицистике, периодике, ораторском красноречии. Тропы и фигуры речи помогают читателю и слушателю полнее понять текст, прочувствовать и проникнуться той атмосферой, какую автор воспроизводит в произведении.
Смотрите также:
Как вы считаете, материал был полезен?