Литературное произведение можно рассматривать с двух сторон, имея в виду форму и содержание.
Форма
Форма – это то, как это содержание подается читателю.
Форма – явление не такое уж и простое. Она имеет две функции:
- Внутренняя, которая осуществляется внутри текста. По сути, это форма выражения содержания.
- Функция воздействия призвана откликаться у читателя в мыслях и эмоциях. Это присуще не только произведениям с явной агитацией, но и встречается завуалированно в сатирических произведениях или в иных, на уровне подтекста.
Сюжет
Сюжет – сцепка событий, развивающая замысел, раскрывающая сущности и конфликт героев. С помощью сюжета в динамике обозначается сущность характеров и явлений. Сюжет – это поступки и связи, симпатии и антипатии, история роста или деградация персонажа. В традиционном понимании это ход событий книги, ее динамика во времени и пространстве.
Говоря о сюжете, необходимо упомянуть о его постоянных элементах: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал (эпилог).
Кажется, что все произведения строятся точно по этой схеме. В них обозначается круг лиц, выбирается центральное лицо, рассказывается о его быте и окружении, возможно, детстве и взрослении, далее постепенно нарастает накал: он ищет выход из сложившегося конфликта, и история чем-то заканчивается. Но этот каркас применяет не каждый писатель: иногда история начинается с гибели главного героя. Множество примеров историй, когда история внезапно обрывается (открытый финал). В последнем случае окончаний истории может быть несколько, их читатель додумывает сам.
Однако в любом авторском тексте всегда можно найти основной конфликт (фабулу), выражаемый в событиях, и главные точки, вокруг которых концентрируется сюжет, узловые точки – завязка, кульминация и развязка.
Содержание
Содержание – это то, о чём повествуется в произведении.
Объективное | — автор отображает общественно-историческую действительность с высоким уровнем правдивости. Герой воплощается в художественном тексте как человек своей эпохи, этноса и сословия. |
Субъективное | — тенденция противоположная предыдущей. Видна оценка автора, выражены не только мысли литературного героя, но и суждения автора. Читатель видит идейно-эмоциональное отношение автора к действительности. к ней (в опосредованной форме, при воссоздании жизненных ситуаций). |
Непосредственное | — в книге приводятся реальные факты из человеческой жизни и непридуманные конкретные ситуации. |
Тема – перечень событий и явлений в основе художественного произведения, область отражения реальности.
Проблематика – все проблемы, поднимаемые автором.
Проблема – точка напряженности между реальностью и желаемым. Из одной и той же темы можно вывести разные проблемы (тема крепостного права –проблема несвободы личности, развращения, социальной несправедливости).
Идея – суть отношения автора к жизни; обобщающая мысль в основе художественного произведения, авторское отношение к изображаемому.
Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и правил.
Поэтика
Поэтика – важная часть литературоведения. Это учение о структуре художественного текста отдельного произведения и всего творчества автора (например, поэтика Л.Н. Толстого) или литературного направления (поэтика реализма), или целой литературной эпохи (поэтика литературы XIX века).
Эта отрасль тесно связана и с теорией, и с историей литературы, и с критикой.
Рассматривая теорию литературы, говорят о термине ОБЩАЯ ПОЭТИКА – науке о структуре произведения.
В истории литературы – ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА изучает художественные явления в развитии:
Поэтика находит свое отражение и в литературной критике, там у нее свои определенные принципы и законы. Это ПОЭТИКА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ.
Смотрите также:
Как вы считаете, материал был полезен?