Мышление
Мышление стало объектом изучения ещё в античные времена такими учёными, как Парменид, Эпикур, Аристотель, Протагор. В Средние Века интерес вызывал эмпирический характер. А уже во времена Возрождения рационалисты считали мышление актом, лишённым чувств и эмоций. В 20в. появились такие течения, рассматривающие мышлении, как бихевиоризм, психоанализ, психологическая теория деятельности.
Мышление – процесс отражения действительности через понятия, тезисы, теории. Характеризуется переходом границ эмоционального отражения, это обуславливает получение рационального знания об объектах. Мышление проявляется личностным началом - в том, какие цели и задачи привлекают человека и каким путём достигаются.
Этапы мышления:
- Формулировка цели;
- Решение;
- Получение новой информации.
Типы мышления
Выделяют 3 базовых типа:
- Образное. Цели решаются при помощи практической деятельности. Присуще первобытным людям и цивилизациям.
- Теоретическое. Решение путём использования теоретической базы, абстрактных понятий. Характерно для научного познания.
- Знаковое. Знание определяются через систему знаков (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые носят познавательные образы тех или иных явлений, предметов в действительности.
Виды мышления
Деятельность
Деятельность – форма человеческого отношения к окружающему миру, базирующаяся на потребностях в преобразовании действительности. Отличительной чертой от жизнедеятельности животных выступает то, что деятельность человека предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и оказывающего воздействие на него.
Структура деятельности
Цель – стремление субъекта выполнить поставленную задачу.
Средства – те элементы и предметы, с помощью которых осуществляется достижение цели.
Действия – элемент, носящий самостоятельную задачу.
Результат – конечный итог проделанного, в результате которого потребность удовлетворяется или не удовлетворяется.
Субъект – действующее лицо (человек, коллектив)
Объект – то, на что направлена деятельность человека. Объектами выступают природные ресурсы, другой человек, сам субъект.
Классификации деятельности
Основа классификации | Виды деятельности |
Субъект деятельности |
|
Характер самой деятельности |
|
Соответствие правовым нормам |
|
Соответствие моральным нормам |
|
Соотношение с общественным прогрессом |
|
Зависимость от сфер общественной жизни |
|
Типы деятельности
Игра – вид деятельности, целью которого приходится не результат, а сам процесс.
Учение – деятельность, направленная на получение новых знаний, сведений, навыков. Разделяется на организованное – процесс обучение происходит в специализированных учреждения, и неорганизованное – носит характер самообразования.
Труд – сознательная деятельность, направленная на получение материальных благ.
Смотрите также:
Как вы считаете, материал был полезен?