Человек как результат биологической и социокультурной социологии
Проблема происхождения человека - центральная тема изучения многих наук. Чтобы понять сущность человека и пути эволюции, следует выяснить происхождение вида. Теория возникновения и прогресса человеческой деятельности носит название антропогенез. В науке существуют 4 базовые теории, объясняющие возникновение человеческой расы.
Человек высший вид развития на Земле. Биологически принадлежит к человекоподобным созданиям (homo sapiens), населяющих планету с древности.
По своей сущности человек - биосоциальное существо: является частью природы, но и также неразрывно связан с обществом, которое сам создаёт.
Отличия человека от животного
- Способность к мышлению и членораздельной речи. Только человек, как высшая степень эволюции, способен размышлять, анализировать, вспоминать информацию. Коммуникативной функцией владеет не только человек, но ещё и некоторые виды попугаев. Но только человек способен отражать словами объективную реальность, делать упор на главное. Также, человек отражает существующую действительность не только речью, но и формами искусства (музыка, живопись и т.д.)
- Человек пользуется сознательной творческой деятельностью:
- способен моделировать собственное поведение и социальные роли;
- способен анализировать последствия действий;
- оказывает ценностное отношение к действительности.
- Человек в результате жизнедеятельности преобразует окружающий мир и создаёт материальные и духовные ценности.
- Человек изготавливает из подручных средств орудия труда для произведения материальных благ.
- Человеку требуется удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности. Вторые формируют внутренний мир.
Сознание
Сознание – состояние психической жизни человека, выражается в субъективных переживаниях событий действительности. Отображает объективную реальность путём создания чувственных и логических образов. Развивается путём социализации человека.
В сознание входит ряд функций:
- познание, путём восприятия органами чувств;
- отношения к миру людей;
- эмоциональные составляющие (переживания, чувства, воспоминания);
- регулирование поведения в обществе.
В структуру относятся следующие элементы:
Бессознательное | – процессы, имеющие власть над поведением человека. Обретают проявление в снах, оговорках, мечтах. |
Массовое сознание | – общественное мнение, транслируемое в средствах массовой информации, на митингах, демонстрациях. |
Самосознание | – осознание себя как личности: мотивы, поступки, действия, за которые человек несёт ответственность. |
Самопознание | – постижение собственных физических и психологических особенностей. |
Самооценка | – носит субъективный характер, отражает оценочную характеристику собственному образу. Разделяется на реалистичную (действительной) и нереалистичную (завышенная и заниженная). |
Поведение | – поступки, осуществляемые человеком в той или иной ситуации. |
Поступки | – действия, совершаемые под влиянием мотивов, намерений, целей и средств. |
Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность»
В ходе социализации происходит становление личности: знакомство и принятие общественных норм, правил, порядков, социальных ролей и т.д. Личность является свободным и самостоятельным субъектом в обществе.
Становление индивидуальности – процесс, в ходе которого приобретаются черты, выделяющие человека из социума, носят уникальный и неповторимый характер.
Деятельность
Деятельность – взаимодействие человека с миром, при котором субъект удовлетворяет собственные потребности.
Сущность и структура деятельности
Виды действий делятся на:
- Целерациональное (ориентир, направленный на ожидание поведения других людей, а также состояние объектов в действительности)
- Ценностно-рациональное (человек придерживается личностных убеждений о ценностях, долге, красоте и т.д.)
- Аффективное (характеризуется бессознательными всплесками эмоций)
- Традиционное (формируется в результате привычки)
Виды деятельности
1. Игра – важным является процесс, а не результат, индивид осмысляет итог действия.
2. Учение – процесс, направленный на овладение знаний, умений, навыков.
3. Труд – деятельность, направленная на достижение целей, для удовлетворения собственных потребностей.
4. Общение – взаимодействие людей, основанное на обмене и передаче информации.
Общение включает в себя следующие функции:
- Информативно-коммуникативная – предполагает формирование, обмен и приём информации. Делится на 3 уровня: на первом происходит выравнивание различий в информированности людей, второй этап заключается в передаче информации и принятии решений, а третий – стремление понять другого человека.
- Регуляционно-коммуникативная – отвечает за урегулирование поведения человека. В ходе общения осуществляется регуляция не только собственного поведения, но и поведения других.
- Аффективно-коммуникативная – эмоциональное поле человека, выясняется отношения человека к окружающей среде.
Субъектами общения выступают:
- Реальные партнёры;
- Иллюзорные партнёры (домашние животные, растения);
- Воображаемые партнёры (разговор с самим собой).
Цель общения – то, ради чего происходит коммуникативный процесс:
- Передача и получение информации;
- Организация совместной деятельности людей;
- Укрепление межличностных отношений.
Средства общения – те каналы, по которым происходит передача информации:
- Устная речь;
- Письменная речь;
- Органы чувств.
Смотрите также:
Как вы считаете, материал был полезен?