Эпоха Возрождения стала новым этапом социологических и философских учений. Она зарождается в Италии в четырнадцатом веке, продлится до семнадцатого. В это время возникает раннее буржуазное общество. Возрождение становится кардинальным переломом в мировоззрении, мышлении людей. Ключевая роль досталась натурфилософским концепциям, авторами которых были Парацельс, Корано, Бруно. Они полностью разрушали устоявшуюся тенденцию схоластики относительно понимания природы.
Что такое антропоцентризм в философии
Антропоцентризм, представители которого стремились изменить мир, открыть людям нечто новое и красивое, являлся мировоззренческим, идеалистическим философским концептом. Антропоцентризм гласит: человек является центром всего, что происходит в мире, на нем сосредоточена Вселенная.
Антропоцентричность – это познавательная догма научного, философского стиля. Она утверждает, что существует человеческое измерение в любом знании, где упоминается природа, общество, бытие или познание. Философия указывает на наличие зависимости между итогами научных трудов и присутствием самого автора этих результатов. Значима не только целеполагающая, инструментальная деятельность, но и то, что человек живет на Земле.
Исторический социологизм является полной противоположностью антропоцентризма, согласно социальному познанию. Особенности концепций направления:
- Индивид действует самостоятельно, имеет свободу выбора, несет ответственность за свои поступки;
- Политика признает либерализм – в приоритете личность, ее естественные права, другие сообщества не столь значимы;
- Методология отрицает натуралистический детерминизм, отходит от историзма;
- Главную роль всегда играет человеческая деятельность;
- Социальные структуры отходят на второй план.
Происходит соизмерение социального преобразования и личности. Строится новый мир, в котором власть не имеет права заходить за пределы человеческой повседневности.
Секуляризация девятнадцатого-двадцатого веков характеризуется преобразованием антропоцентризма. В философии ярко выражается открытая борьба с Богом. Фейербах утверждал, что религиозное преклонение – враг человека. Для обретения истинного величия необходимо избавить мир от идола.
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения – кратко
Окончание Средних веков приходится на четырнадцатое столетие, это становится началом эры Возрождения. Она продолжается в течение двух веков. Семнадцатый век – старт Нового времени. После завершения Средневековой эпохи происходит активное развитие новых концепций. Одними из основных направлений становятся гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Антропоцентризм в философии – это отрицание ранее принятых догм в пользу новых учений.
Понятие антропоцентризм пришло из греческого языка, где антропос – это человек. Возрождение характеризуется наличием двух центров вселенной – Бога и человека. Это свидетельствует о том, что именно антропоцентризм в философии стал переходным этапом между рассуждениями Средневековья и суждениями Нового времени.
Гуманизм – это культура, основанная на централизации человеческой личности. Она поддерживает его свободы, права, направляет к счастью и благополучию. У гуманизма длительная история развития, начинающаяся в Античный период. Он стал массовым общественным движением, имел значение в политике, социуме и нравственных взглядах.
Гуманизм является прямым отражением антропоцентризма. Его объект – человеческая значимость. Творческие способности людей, их разум и желание обрести счастье на земле заменяют принятое ранее презрение к земным желаниям.
Антропоцентризм, пантеизм и натурфилософия Возрождения
Антропоцентризм стал началом для зарождения других направлений в философии. Первая формулировка пантеистической картины мира была сформулирована жителем Италии, Джованни Мирандола. Согласно его суждениям, Бог утрачивает свою потустороннюю, непознаваемую, запредельную власть и силу. Он объединяется с природой.
После развития теории сформировался пантеизм. Он стал распространенным философским учением, представляющим бога безличным началом, тождественным с природой. Отвержение сверхъественного начала растворяло фигуру Бога в природе.
Натурфилософская теория зародилась во второй половине шестнадцатого века. Она основывалась на научном мировоззрении; отсутствовала теология, формировалась новая космология. Приветствовался земной опыт людей, естественные науки. Основные методики в экспериментальных и математических методах:
- Антропоморфизм уступает место научным формулировкам природных законов;
- Теологические толкования реальности сменяются детерминистскими;
- Развивается экспериментальное, математическое исследование природы;
- Теория опирается на гуманизм и антропоцентризм, средневековые взгляды теократизма остаются в прошлом.
Натурфилософию активно развивают Бруно, Леонардо да Винчи, Андреас Везалий и другие представители.
Как вы считаете, материал был полезен?