Цикл очерков под общим названием «Записки охотника» был создан Иваном Сергеевичем Тургеневым за период с 1847 по 1851 гг. В нем автор раскрыл перед читателем многогранный мир национальной культуры и явил мастерство рассказчика и писателя. Гений пейзажа тесно связывает природу с эмоциональной сферой человека и характерами своих героев.
Описание природы в рассказе «Бежин луг»
Наиболее полно взаимодействие природы и человека раскрывается в данном произведении. Логично утверждение, что природа становится действующим лицом. Ей отдано наибольшее место, начиная с названия, а также самые сильные места текста — начало и конец.
Какой видит природу заблудившийся охотник?
Повествование ведется от лица охотника, его глазами мы видим «прекрасный июльский день». Первое предложение погружает читателя в атмосферу средней полосы России. Описание насыщено эпитетами с семантикой радости, наслаждения великолепием: «светлое и приветно лучезарное», «свежо просияет», «играющие лучи», «весело и величаво», «краски все смягчены» и т.д. Ясно, что повествователь находится в состоянии гармонии и умиротворения.
Однако по мере осознания того, что он заблудился, в рассказе начинают звучать тревожные нотки, появляются они тоже в описании окружающего: «неприятная, неподвижная сырость», «как-то жутко», «лилась темнота», «угрюмый мрак». Тургенев показывает не только влияние внутреннего состояния человека на восприятие внешнего мира, но и воздействие природы на эмоциональный настрой героя.
Описание природы в контексте образов мальчиков в рассказе «Бежин луг»
Описание Бежина луга важно для понимания идеи рассказа: именно в этом художественном пространстве разворачивается сюжет. Символично, что с появлением этого пространства изменяется мрачная атмосфера: впереди охотник видит огоньки, ассоциирующиеся с присутствием человека — а значит, с надеждой найти дорогу.
Пять крестьянских мальчиков, сидящих у костра, описываются в романтической обстановке: они пришли в «ночное» — стерегут табун, давая отдых пастуху. Каждого автор подробно описывает, и с каждым связано описание природы.
Опираясь на описание Бежина луга в этой части рассказа, можно сделать вывод, что писатель с симпатией относится к героям. С их появлением в тексте настроение пейзажа меняется, Тургенев пишет: «картина была чудесная», «сладко стеснялась грудь». Часто используются слова, создающие ощущение тишины и спокойствия: «дрожало и замирало отражение», «слабо зашумит», «тихонько потрескивали». В этой почти сказочной атмосфере и начинаются рассказы мальчиков о «страшном».
Герои рассказа чутко реагируют на окружающее. Ночные звуки заставляют их вздрагивать, они очеловечивают природу, в их рассказах появляются леший, русалки — сказочные персонажи, с помощью которых люди издавна пытались объяснить непонятное вокруг.
Тургенев время от времени останавливает действие и обращает наше внимание на пейзаж: «торжественно и царственно стояла ночь», «бесчисленные золотые звезды… текли по направлению Млечного пути». Мы чувствуем тесную связь его героев и самого автора с картинами луга, неба, ночи. Например, Ваня восхищается сверканием звезд: «Гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся!». Мальчики слушают крики птиц, обсуждают эти звуки. Так подчеркивается взаимосвязь человека и природы. Даже о разговоре у костра писатель говорит, что он «угасал вместе с огнями».
Заканчивается произведение пробуждением утра, созданной с помощью олицетворений: «румянилась заря», «ветерок… пошел бродить и порхать». Описание насыщено красками: «зазеленевшиеся холмы», «забелелось», «синевшая из-под тумана», «алые, потом красные, золотые потоки». В этом оптимистическом звучании грустным аккордом становится лишь упоминание о гибели одного из мальчиков, Павлуши.
Как вы считаете, материал был полезен?