Как определить сложное предложение?
Кроме простых предложений, в нашем языке употребляются сложные предложения, передающие больший объем информации.
Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
Например.
Предложение сложное, так как состоит из двух простых: «Сегодня на улице ярко светит солнце». «Ребята пошли купаться и загорать». Между собой их связывает союзное слово «поэтому».
Основные виды сложных предложений
Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
1. При помощи интонации и союзов или союзных слов.
Пример.
Сложные предложения, состоящие из простых предложений, связанных при помощи союзов и союзных слов, называются союзными.
2. При помощи интонации (без союзов и союзных слов)
Пример.
Бессоюзные сложные предложения – это предложения , части которого соединены с помощью интонации.
Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга запятой.
Основные группы союзных предложений
Союзные предложения делятся на :
- сложносочиненные;
- сложноподчиненные
В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами.
Например.
- Весна пришла, но еще стоят морозы.
Предложение состоит из двух простых. Они являются самостоятельными и не зависят друг от друга. Их можно разъединить. «Весна пришла». «Но еще стоят морозы». Смысл не изменился.
В сложноподчиненном предложении одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительными союзами.
Независимое предложение называется главным, а зависимое (подчиненное ему) называется придаточным.
Например.
- Дверь кухни была закрыта, чтобы оттуда не шли запахи.
Главное предложение: Дверь кухни была закрыта. Задаем вопрос: почему? «чтобы оттуда не шли запахи» - придаточное. Данные предложения мы не можем разъединить, т.к они не могут существовать как самостоятельные.
Сложносочиненные(ССП) предложения и знаки препинания при них
По союзам и по значению сложносочиненные предложения делятся на три группы.
1. С соединительными союзами (и, да (= и), ни…ни, тоже, также), указывающих на одновременность или последовательность событий.
- Сверкнула молния, ударил гром, и полил сплошной стеной дождь.
Схема предложения: [ ], и [ ]
- Такую жару с трудом переносили приезжие, да и животные попрятались в тень.
2. Противительными (а, но, да(= но), зато, однако, же), которые указывают на различие явлений, их противопоставление.
- В южных регионах снега нет, зато зимой стоит туман. [ ], зато [ ]
- Вечером мы пойдем на премьеру, а пока дети сделают генеральную уборку квартиры.
- Мама очень тебя любит, но иногда даже она не понимает твоих поступков.
3. Разделительными союзами (или, либо, то…то, не то…не то). В них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких.
- Березы распустили клейкие листочки, сосны же стояли обнаженными. [ ], же [ ]
- Либо ты идешь спать, либо завтра отец не возьмет тебя на рыбалку.
Между частями ССП ставится запятая.
Запятая не ставится, если имеется общий член предложения или общая придаточная часть.
- В начале лета зацвели пионы и летали в саду разноцветные бабочки.
Сложноподчиненные предложения и знаки препинания при них
Союзы и союзные слова в СПП
Главная и придаточная часть в СПП связана между собой подчинительными союзами или союзными словами. Союзы членами предложения не являются, а союзные слова являются.
Сравним.
- Движение самолетов прекратится, если не утихнет пурга (союз «если» связывает главное и придаточное предложение, сам не является членом предложения).
- На уроке учительница читала нам интересный рассказ, который написал А.П. Чехов (союзное слово «который» = рассказ; является дополнением в придаточном предложении).
В главной части могут быть указательные слова (тот, такой, туда и др.), указывающие, что после главной части обязательно идет придаточная.
- Невольно мысли Петрова вернулись к той истории, которую он давно хотел забыть.
Придаточное предложение может стоять перед, после и в середине главного.
- Когда лошадь почувствовала усталость, она остановилась; (когда...), [ ].
- Мы шли под луной, которая сияла высоко в небе; [ ], (которая...).
- Дети бежали по полю, которое было усеяно цветами, смеялись и пели; [ ], (которое...), [ ].
1. Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?
Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим слово, употребленным в значении существительного. Прикрепляются к определяемым словам союзными словами который, что, куда, где и др.
- Едигей пришел сказать о смерти несчастного старика, который умер в пустой мазанке.
- Наташе показалось, что девочка плачет.
- Неохотно звери покидали тот уголок природы, где им было сытно и спокойно.
К определительным придаточным близки местоименно-определительные, относящиеся не к существительному, а к местоимениям тот, каждый, весь и др.
- Каждый, кто был в Ленинграде, навсегда запомнит белые ночи.
- Я запомнил в этой книге только то, что относилось к описанию боевых действий.
2. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы. Они относятся к членам предложения, которые имеют значения речи, мысли, чувства; прикрепляются к поясняемому слову:
При помощи союзов что, как, будто, чтобы. |
|
При помощи союзных слов |
|
При помощи частицы ли, употребленной в значении союза. |
|
3. Придаточные обстоятельственные имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении. Отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.
Примеры.
- Машина мчалась так быстро, что никто не запомнил ее номера («мчалась» каким образом? «так быстро» — придаточное образа действия и степени).
- Михаил пошел туда, где остановилась машина (места).
- Когда наступает ночь, движение в городе прекращается (времени).
- Если перестанешь заниматься спортом, станешь толстым и неповоротливым (условия).
- На улице было тихо, потому что детвора разбежалась по домам (причины).
- Автор создает произведение, чтобы книга доставляла удовольствие читателю (цели).
- Хотя в городе светило яркое солнце, в горах еще лежал снег (уступки).
- В сад нельзя было выйти, потому что всю ночь лил дождь (следствия).
- Щенок так жалобно скулит, как будто плачет ребенок (сравнения).
Как вы считаете, материал был полезен?