Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»: определение жанра
21344

Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»: определение жанра

Содержание:




Булгаков начал писать знаменитый роман в 1928 году. На создание литературного шедевра ушло более одиннадцати лет. Возможно, было бы продолжение произведения, но Михаил Афанасьевич умер в 1940 году. История повествует о приезде дьявола в столицу России. События происходят в начале двадцатого века. Ключевой персонаж – Мастер. Он создает новеллу, в основе которой лежит существующий Новый Завет. Автор уникально совмещает две книги в одной. Сюжетные линии проходят параллельно. Один герой не сталкивается с другим до последних глав. В завершении произведения происходит встреча Мастера с прокуратором, что позволяет ему принять окончательное решение о его судьбе.

«Мастер и Маргарита» – жанр произведения

Мастер и Маргарита

Жанр романа «Мастер и Маргарита» Булгакова сложно определить. В книге присутствуют элементы фантастики, философские рассуждения, сатира. В начало положена историческая направленность, переведенная к концу в буффонаду. Литературоведы классифицировали жанр произведения «Мастер и Маргарита» как роман. Сам автор отнес свое творение к мистическому реализму. Существует несколько характерных признаков, подтверждающих жанровое соответствие роману:

  • Писатель описывает длительный временной промежуток;

  • Присутствует не одна сюжетная линия;

  • В романе большое количество действующих лиц.

Самой яркой отличительной чертой произведения Булгакова является оригинальность структуры. Он поместил один роман в другой, соединив параллельные миры. Древний период Понтия Пилата пересекается с современным временем, в котором проживает Мастер. По ходу романа они существуют параллельно, стыкуют в завершающих эпизодах, когда Воланд встречается с Левием. Писатель органично и точно сумел объединить мир настоящего времени и события, произошедшие около двух тысяч лет назад. 



Жанровое своеобразие «Мастера и Маргариты»

Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита» заключается в присутствии разноплановых направленностей. Автор поднимает философские, социальные вопросы, использует фантастическую, сатирическую концепцию. Литературный труд считается социальным благодаря описанию жизни при советском союзе в двадцатом веке. Особенности жанра «Мастера и Маргариты» заключаются и в смешении противоположных направленностей:

  • Отображение дьявола. В столицу прибывает Князь Тьмы. Это становится наиболее фантастической частью произведения. Его имя – Воланд. С ним прибывает свита, чтобы провести весенний сатанинский бал. Эта компания принимает участие в различных ситуациях, их действия вполне справедливы и закономерны;

  • Сатира. Писатель изображает Москву в тридцатые году в многообразном, сатирическом образе. Он передает обстановку, царившую в обществе. Никто не говорит прямо, люди доносят, следят, шпионят;

  • Любовь. Маргарита и Мастер характеризуют любовную линию романа, которая развивается параллельно другим событиям;

  • Драма. Тоталитарное общество и писатель – распространенная проблема тех времен. Творец должен выбирать между подчинением требованиям или попаданием в немилость государства. Бездомный выбрал первый путь, он потерял достоинство и лишился разума. Мастер отдал предпочтение второму варианту – его уничтожила государственная машина.


Многоплановость романа «Мастер и Маргарита»

Многослойность, многомерность романа Булгакова заключается в объединении нескольких противоположных тематик:

  • Мистические элементы и сатирические мотивы;

  • Философские рассуждения и ироничные высказывания;

  • Описание безжалостного реализма и безудержной фантастики.

Важные герои произведения – Берлиоз, Бегемот, Маргарита и другие – противоречивы. В каждого из них писатель вкладывает определенные жанровые черты:

  1. Бытовой жанр – Воланд в столице России.

  2. Философское направление – Понтий Пилат с Иешуа.

  3. Лирические мотивы – Любовная история Маргариты и Мастера.

  4. Творческие проблемы того времени выражаются через работу Мастера.

Основная философская проблема – соотношение между добром и злом. Иешуа олицетворяет добро, Воланд – представитель темных сил. В двойном романе гениального писателя объединяются два мира:

  1. Мастер, его рассказ о прокураторе.

  2. Мастер, его жизнь в Москве в период репрессий. 

 

Смотри также: 

Поделитесь в социальных сетях:
21 июня 2021, 19:44


Как вы считаете, материал был полезен?

Для оценки комментариев необходимо «войти на сайт».
×