26.02.2019

Как писать эссе по истории?

Выпускникам 2019 г., выбравшим экзамен по истории, предстоит написать эссе на историческую тему (задание 25). Лучше подготовиться к экзамену, чтобы получить максимальный балл, поможет знание критериев. Ведь понимая, что требуется от выпускника, как проверяют работу, по каким принципам начисляют или снимают баллы, проще провести подготовительный этап с большей эффективностью.

Общие требования

Тема эссе задается конкретными годами, ограничивающими определенный отрезок истории нашего государства. На выбор предлагается три периода основных этапов отечественной истории. Один их трех временных отрезков относится к истории Древнерусского государства и Средних веков, второй временной отрезок – XVII-XIX вв., третий – начало XX в и Новейшая история России.

 

О чем писать

Выбрав период, в котором вы ориентируетесь лучше всего, нужно отобрать для эссе два ярких события или процесса, переломных явления или две знаковых ситуации, имевших место в данном отрезке времени. В связи с отобранным событийным материалом следует из всех действующих лиц периода выделить две личности, не просто причастных к этим событиям. Это должны быть ключевые персоны, действия которых имели принципиальное влияние на последующие процессы, ситуации в истории Отечества. Для описания их деятельности и влияния на ход истории нужно знание конкретных фактов. Соблюдение этих условий в полной мере обеспечит 4 балла по двум первым критериям.


Если знания позволяют сделать выбор двух персоналий из нескольких, то для эссе надо использовать материал, дающий возможность уверенно установить причины и следствия, связывающие эти два события. Не менее важен акцент на исторической роли выбранных личностей – как они повлияли на ход истории в дальнейшем, причиной каких событий стала их деятельность в обозначенном периоде. То есть, одно из событий, непосредственное отношение к которому имеет первая личность, должно быть предпосылкой или причиной второго события, в связи с которым речь пойдет о второй личности и ее роли в истории. Это непременное условие для получения 2 баллов по следующему критерию.


Например, для описания выбран период с 945 по 972. Яркая историческая личность этого времени — княгиня Ольга. В 957 году она приняла крещение, став первой христианкой на престоле. Предпосылкой для княжения Ольги стала недальновидность ее мужа, князя Игоря, который был жестоко растерзан древлянами за попытку собрать с них дань дважды, пытаясь покрыть расходы на постоянные военные походы. Овдовев, Ольга заняла место мужа и первым делом отомстила непокорным древлянам, подчинив их Киеву. Укрепив власть киевского престола, Ольга занялась внешней политикой, результатом чего стало ее крещение. Следствием этого радикального шага стало Крещение Руси, произошедшее в следующем временном отрезке.

 

Вторую цепочку можно выстроить вокруг сына Ольги, Святослава. Ольга, находясь у власти до совершеннолетия сына, подготовила почву для его правления. Воитель Святослав расширил границы государства за счет западных территорий, укрепил роль Руси на международном уровне. Святослав к концу правления разделил земли единого княжества между своими сыновьями, положив тем самым начало периода 500-летней борьбы между удельными князьями – длительного периода междоусобиц, раздирающих Русь изнутри.

Как писать

Владение материалом о других ключевых деятелях обозначенного периода может стать дополнением, обрамлением двух главных линий повествования. Но упоминание о них – это только штрихи к полной картине выбранного периода. Они не должны уводить рассказ в сторону, отвлекая от главного материала. Четкое соблюдение пропорций (главная линия – контекст) удержит логику повествования и продемонстрирует уверенное владение материалом.

 

Определившись с фактическим материалом, следует составить подробный план, чтобы текст получился логически связанным, последовательным. Сразу распределить даты, факты, имена, географические названия по значимости, логической связи. То есть, эссе должно иметь следующую структуру:

  1. вступление с общей характеристикой периода;
  2. первая линия описания:
    • o предпосылки (причины);
    • o какое событие из-за этого произошло;
    • o личность и ее роль в событии;
    • o какие факты имели место;
    • o как это отразилось в дальнейшем, почему послужило предпосылкой для следующего описываемого события;
  3. вторая линия описания:
    • o предпосылки (причины);
    • o какое событие из-за этого произошло;
    • o личность и ее роль в событии;
    • o какие факты имели место;
    • o как это отразилось в дальнейшем;
  4. общая оценка периода (с опорой на мнение историков или знание последующих событий).

 

Правильно выстроенный план и строгое следование ему дают 1 балл при оценке повествования с точки зрения формы.


Образность и выразительность баллов не добавят – предпочтение отдают строгому повествованию без фактических ошибок, наличие которых уменьшает окончательный результат до 2 баллов.
Грамотное и уместное употребление исторической терминологии, актуальной для описываемого периода, повысит итоговое количество баллов на 1.


Например, для периода с 945 по 972 важно употребить такие слова, как оброк и погосты (в связи с реформами княгини Ольги), уделы, усобицы (терминология из описания политики Святослава).


Орфография и пунктуация не учитываются при оценке, важнее сдать аккуратно оформленную работу.

 

Зная мнение ученых-историков о знаковых событиях и ключевых персонах того или иного периода, автор эссе получит еще 1 балл. Если цель работы – наилучший результат, то при подготовке надо для каждого периода подобрать цитату из научных исследований, чтобы опереться на авторитетное мнение, завершая работу.


Например, для характеристики периода правления Ольги уместно сослаться на мнение Н. Карамзина, С. Соловьева. Или использовать высказывания Б. Грекова или И. Лебедева о значении военных походов Святослава.


Рекомендации

  1. Используйте конкретику – факты, даты, имена, географические названия, если абсолютно уверены в их точности и уместности. Если возникли сомнения (кто воевал с печенегами, а кто с хазарами — князь Игорь или князь Святослав), от таких деталей лучше отказаться, поскольку фактические ошибки приводят к потере баллов.
  2. Внимательно перечитайте эссе, прежде чем сдать на проверку. Вы сами должны услышать текст работы как единый, логично выстроенный рассказ, в котором четко построены линии обеих исторических персон в контексте событий выбранного периода.
  3. Постарайтесь избегать грамматических и стилистических ошибок, писать аккуратно и разборчиво. Эти нюансы не отнимут баллов, но вызовут усталость и раздражение проверяющих. В таком состоянии люди часто становятся придирчивыми. Уважайте труд преподавателей, и они с уважением отнесутся к вашей работе.

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.