Как писать эссе по истории?

Выпускникам, выбравшим экзамен по истории, предстоит написать эссе на историческую тему (задание 25). Лучше подготовиться к экзамену, чтобы получить максимальный балл, поможет знание критериев. Ведь понимая, что требуется от выпускника, как проверяют работу, по каким принципам начисляют или снимают баллы, проще провести подготовительный этап с большей эффективностью.

Общие требования

Тема эссе задается конкретными годами, ограничивающими определенный отрезок истории нашего государства. На выбор предлагается три периода основных этапов отечественной истории. Один их трех временных отрезков относится к истории Древнерусского государства и Средних веков, второй временной отрезок – XVII-XIX вв., третий – начало XX в и Новейшая история России.

Тема эссе задается конкретными годами, ограничивающими определенный отрезок истории нашего государства, т.е. три периода российской истории на выбор

 

О чем писать

Выбрав период, в котором вы ориентируетесь лучше всего, нужно отобрать для эссе два ярких события или процесса, переломных явления или две знаковых ситуации, имевших место в данном отрезке времени. В связи с отобранным событийным материалом следует из всех действующих лиц периода выделить две личности, не просто причастных к этим событиям. Это должны быть ключевые персоны, действия которых имели принципиальное влияние на последующие процессы, ситуации в истории Отечества. Для описания их деятельности и влияния на ход истории нужно знание конкретных фактов. Соблюдение этих условий в полной мере обеспечит 4 балла по двум первым критериям.

Если знания позволяют сделать выбор двух персоналий из нескольких, то для эссе надо использовать материал, дающий возможность уверенно установить причины и следствия, связывающие эти два события. Не менее важен акцент на исторической роли выбранных личностей – как они повлияли на ход истории в дальнейшем, причиной каких событий стала их деятельность в обозначенном периоде. То есть, одно из событий, непосредственное отношение к которому имеет первая личность, должно быть предпосылкой или причиной второго события, в связи с которым речь пойдет о второй личности и ее роли в истории. Это непременное условие для получения 2 баллов по следующему критерию.

 

Например, для описания выбран период с 945 по 972. Яркая историческая личность этого времени — княгиня Ольга. В 957 году она приняла крещение, став первой христианкой на престоле. Предпосылкой для княжения Ольги стала недальновидность ее мужа, князя Игоря, который был жестоко растерзан древлянами за попытку собрать с них дань дважды, пытаясь покрыть расходы на постоянные военные походы. Овдовев, Ольга заняла место мужа и первым делом отомстила непокорным древлянам, подчинив их Киеву. Укрепив власть киевского престола, Ольга занялась внешней политикой, результатом чего стало ее крещение. Следствием этого радикального шага стало Крещение Руси, произошедшее в следующем временном отрезке.

 

Вторую цепочку можно выстроить вокруг сына Ольги, Святослава. Ольга, находясь у власти до совершеннолетия сына, подготовила почву для его правления. Воитель Святослав расширил границы государства за счет западных территорий, укрепил роль Руси на международном уровне. Святослав к концу правления разделил земли единого княжества между своими сыновьями, положив тем самым начало периода 500-летней борьбы между удельными князьями – длительного периода междоусобиц, раздирающих Русь изнутри.

Как писать

Владение материалом о других ключевых деятелях обозначенного периода может стать дополнением, обрамлением двух главных линий повествования. Но упоминание о них – это только штрихи к полной картине выбранного периода. Они не должны уводить рассказ в сторону, отвлекая от главного материала. Четкое соблюдение пропорций (главная линия – контекст) удержит логику повествования и продемонстрирует уверенное владение материалом.

Определившись с фактическим материалом, следует составить подробный план, чтобы текст получился логически связанным, последовательным. Сразу распределить даты, факты, имена, географические названия по значимости, логической связи. То есть, эссе должно иметь следующую структуру:

  1. Вступление с общей характеристикой периода;
  2. Первая линия описания:
    • o предпосылки (причины);
    • o какое событие из-за этого произошло;
    • o личность и ее роль в событии;
    • o какие факты имели место;
    • o как это отразилось в дальнейшем, почему послужило предпосылкой для следующего описываемого события;
  3. Вторая линия описания:
    • o предпосылки (причины);
    • o какое событие из-за этого произошло;
    • o личность и ее роль в событии;
    • o какие факты имели место;
    • o как это отразилось в дальнейшем;
  4. Общая оценка периода (с опорой на мнение историков или знание последующих событий).

Правильно выстроенный план и строгое следование ему дают 1 балл при оценке повествования с точки зрения формы.


Образность и выразительность баллов не добавят – предпочтение отдают строгому повествованию без фактических ошибок, наличие которых уменьшает окончательный результат до 2 баллов.

Грамотное и уместное употребление исторической терминологии, актуальной для описываемого периода, повысит итоговое количество баллов на 1.

  • Например, для периода с 945 по 972 важно употребить такие слова, как оброк и погосты (в связи с реформами княгини Ольги), уделы, усобицы (терминология из описания политики Святослава).

Орфография и пунктуация не учитываются при оценке, важнее сдать аккуратно оформленную работу.

Зная мнение ученых-историков о знаковых событиях и ключевых персонах того или иного периода, автор эссе получит еще 1 балл. Если цель работы – наилучший результат, то при подготовке надо для каждого периода подобрать цитату из научных исследований, чтобы опереться на авторитетное мнение, завершая работу.

  • Например, для характеристики периода правления Ольги уместно сослаться на мнение Н. Карамзина, С. Соловьева. Или использовать высказывания Б. Грекова или И. Лебедева о значении военных походов Святослава.

Рекомендации

  1. Используйте конкретику – факты, даты, имена, географические названия, если абсолютно уверены в их точности и уместности. Если возникли сомнения (кто воевал с печенегами, а кто с хазарами — князь Игорь или князь Святослав), от таких деталей лучше отказаться, поскольку фактические ошибки приводят к потере баллов.
  2. Внимательно перечитайте эссе, прежде чем сдать на проверку. Вы сами должны услышать текст работы как единый, логично выстроенный рассказ, в котором четко построены линии обеих исторических персон в контексте событий выбранного периода.
  3. Постарайтесь избегать грамматических и стилистических ошибок, писать аккуратно и разборчиво. Эти нюансы не отнимут баллов, но вызовут усталость и раздражение проверяющих. В таком состоянии люди часто становятся придирчивыми. Уважайте труд преподавателей, и они с уважением отнесутся к вашей работе.

Смотри также:

26 февраля 2019, 17:00

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.