Вход   →
Осталось
4 часа
Вариант 5

Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 

Скачать pdf
  1.    Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Химический состав клетки.

    Ответ
  2. Рассмотрите таблицу «Методы биологии» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

     

    Метод Применение
     

    Изучение строения митохондрий клеток скелетных мышц

    близнецовый

    Изучение влияния среды на фенотип человека

    Ответ
  3.   Сколько нуклеотидов в кодирующей цепи ДНК, если в пептиде, кодируемым данной ДНК 18 аминокислот? Ответ запишите в виде числа.

    Ответ
  4.    Все перечисленные признаки, кроме двух, относятся к значению хлоропластов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка:

     

    1. преобразование световой энергии в органические компоненты
    2. выведение вредных веществ
    3. синтез АТФ
    4. имеют граны с тилакоидами
    5. участвуют в процессе расщепления старых органоидов.
    Ответ
  5.     Установите соответствие между периодом развития зародыша и его описанием.

     

    ОПИСАНИЕ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

    А) двухслойный зародыш

    Б) полость заполнена жидкостью и окружена одним слоем клеток

    В) образуется в результате дробления зиготы

    Г) Начало органогенеза

    Д) Образуется энтодерма 

    Е) Образуется целом

    1. бластула
    2. гаструла
    3. нейрула

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ
  6.    Сколько типов гамет образует зигота с генотипом АаBbDd? Ответ запишите в виде цифры.

    Ответ
  7.   Все приведённые ниже признаки, кроме двух, используются для описания процесса оплодотворения у сосны. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

     

    1. наличием мужских и женских шишек
    2. развитие в семяпочке эндосперма, двух архегониев с одной яйцеклеткой в каждом
    3. оплодотворение происходит после попадания пыльцы на рыльце пестика
    4. проникновение спермиев по пыльцевой трубке к архегониям
    5. образование триплоидного эндосперма
    Ответ
  8.    Установите соответствие между зародышевыми листками и их производными.

     

    ПРОИЗВОДНЫЕ ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

    А) эпидермис и его производные (ногти, волосы)

    Б) пищеварительная система

    В) нервная система

    Г) железы: печень и поджелудочная

    Д) органы дыхания

    1) энтодерма

    2) эктодерма

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ
  9. Известно, что насекомые – один из самых многочисленных классов животных, имеют узловую нервную систему и отличаются сложными инстинктами. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше признаков.

     

    (1) Класс Насекомые относится к типу Членистоногие, поскольку имеют характерные для него признаки: хитиновый покров, разделенное на отделы тело (голова, грудь и брюшко) и членистые конечности рычажного типа. (2) К этой группе животных относят более 1 млн. видов. (3) Такое огромное видовое разнообразие появилось благодаря сложно устроенной нервной системе и различным адаптационным признакам, позволяющим приспособиться к различным условиям обитания. (4) К таким признакам можно отнести различные ротовые аппараты (грызущие, сосущие, лижущие и т.д.), позволяющие питаться разнообразной пищей, что снижает конкуренцию между различными видами, обитающими в одной экологической нише. (5) Нервная система состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки, при чем нервные узлы как груди, так и брюшка могут сливаться. (6) Благодаря хорошо развитой нервной системе многие насекомые отличаются сложными поведенческими реакциями: общение с сородичами посредством танцев, движений; запоминание места гнезда и ориентиров; разделение на касты у общественных насекомых.

     

    Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
    Ответ
  10.    Установите соответствие между растением и экологической группой.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМЫ

    А) в эмбриональном развитии формируется 2 зародышевых 

    листка

    Б) жаберное дыхание

    В) трубчатая нервная система

    Г) газообмен через всю  поверхность тела

    Д) диффузная нервная система

    Е) двойное пищеварение

    Е) бук

    1. гидра
    2. карп

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ
  11.   Установите правильную последовательность классификации белого гриба, начиная с наибольшей категории. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. Агарикомицеты
    2. Грибы
    3. Базидиомицеты
    4. Боровик
    5. Болетовые
    6. Белый гриб
    Ответ
  12.    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К признакам заднего отдела продолговатого мозга относят:

    1. Является продолжением спинного мозга
    2. Выполняет рефлекторную и проводниковую функцию
    3. Имеет важное значение в регуляции сердечной деятельности, сосудов и дыхания
    4. расположен впереди среднего мозга
    5. Главные отделы – зрительные бугры и подбугровая область.
    6. Регулирует деятельность желёз внутренней секреции
    Ответ
  13.    Установите соответствие между слоями кожи и их функциями.

     

    ПРИЗНАКИ СЛОЙ КОЖИ
    А) представлена волокнистой соединительной тканью
    Б) есть рецепторы, сальные и потовые железы, фолликулы
    В) представлена рыхлой соединительной тканью
    Г) является теплоизолирующим слоем, защищает от механических повреждений извне
    Д) выполняет терморегуляторную, выделительную, дыхательную функции
    1) дерма
    2) подкожная жировая клетчатка

       

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ
  14.    Установите последовательность процесса образование мочи в организме человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. обратное всасывание мочи (реабсорбция)
    2. первичная моча поступает в почечный каналец
    3. выведение вторичной мочи в почечную лоханку
    4. фильтрации плазмы крови в капсулу Боумена - Шумлянского
    5. моча по мочеточникам поступает в мочевой пузырь
    Ответ
  15.   Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Сизый голубь. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

     

    (1) В дикой природе обычно селится на прибрежных скалах, в горных ущельях, вдоль обрывистых берегов рек, часто поблизости от зарослей кустарника или сельскохозяйственных угодий. (2) Как правило, голова, шея и грудь пепельно-сизые с зеленоватым, желтоватым либо пурпурным металлическим отливом на шее и груди. (3) Сизый голубь не умеет усаживаться на ветви деревьев. (4) Сизый голубь питается преимущественно растительными кормами. (5) У голубей имеется не мало естественных врагов – пернатые хищники, а также кошки, опоссумы, еноты. (6) Половая зрелость наступает через 5-7 месяцев жизни, причём самки приступают к размножению несколько раньше самцов

    Ответ
  16.   Установите соответствие между формами естественного отбора и их признаками.

     

     ПРИЗНАК ФОРМА ОТБОРА

    А) при изменяющихся условиях среды преимущество получают особи с признаками, адекватными новым условиям

    Б) направлен на сохранение мутаций, ведущих к меньшей изменчивости средней величины признака

    В) особи, с отличающимися признаками отбираются

    Г) действует при относительно постоянных условиях окружающей среды

    Д) направлен на сохранение мутаций, изменяющих среднюю величину признака

    Е) особи популяции имеют некоторые отличия по генотипу и фенотипу

    1) движущая

    2) стабилизирующая

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ
  17.   Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Продуценты, в отличие от консументов

    1. производят первичное органическое вещество, благодаря фотосинтезу
    2. усвоение энергии, заключённой в органическом веществе достигает 10%
    3. выделение в атмосферу кислорода, связывание углерода в виде С02
    4. в цепях питания и цепях разложения потребляют органическое вещество.
    5. являются автотрофами
    6. выделяют первого и второго порядков
    Ответ
  18.    Установите соответствие между примером животных и его отношению к температуре окружающей среды.

     

    ПРИМЕР  ОТНОШЕНИЕ К ТЕМПЕРАТУРЕ

    А) сухопутная черепаха

    Б) озёрная лягушка

    В) кедровка

    Г) кузнечик зелёный

    Д) сойка

    Е) горностай

    1) пойкилотермные

    2) гомойотермные

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Ответ
  19.  Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

    1. Фиксация СО2
    2. Возбуждение электронов хлорофилла квантами света
    3. Образование НАДФ*Н
    4. Восстановление пентозы
    5. Выделение О2 в атмосферу
    6. Формирование молекул крахмала
    Ответ
  20.   Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

     

    Анализатор

    Один из компонентов анализатора

    Функции компонента

    зрительный

    А

    преломление лучей света, защитная

    вкусовой

    сосочек языка

    Б

    В

    кортиев орган

    преобразование энергии звуковых колебаний в процесс нервного возбуждения

     

    Список терминов:

     

    1. тактильный
    2. хрусталик
    3. слуховой
    4. защитно-оборонительная
    5. восприятие вкуса, осязание
    6. белковая оболочка
    7. зрачок
    8. защита от воздуха, инородных тел и т.д.
    Ответ
  21.   Ниже приведена таблица, отражающая статистику некоторых заболеваний населения России по основным классам болезней в 2000 - 2015 годах на 1000 человек. Пользуясь таблицей и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.

     

    Основные классы болезней 2000 2005 2008 2010 2011 2012 2013 2014 2015
    Инфекционные и паразитические 6448 5312  5187  4690  4626  4592 4434  4504  4116
    Болезни крови, кроветворных органов 551 647 758 705 676 6756 668 688 692
    Болезни эндокринной системы 1234 1361 1629 1461 1475 1519 1527 1636 1953
    Болезни нервной системы 2227 2178 2419 2345 2354 2330 23642 2370 2257
    Болезни органов дыхания 46170 41915 43221 46281 48437 47381 48568 48708 49464
    Болезни органов пищеварения 4698 5034 4910 4778 4767 4982 5055 5342 5163
    Болезни мочеполовой системы 5470 6560 6916 6842 7050 7101 7147 7164 6793

     

    Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа представленных данных:

    1. На первом месте по заболеваемости населения, из предложенных вариантов – болезни органов дыхания
    2. Причинами заболеваний крови и кроветворных органов могут служить наличие устаревших, ранее перенесённых травм, последствия хирургического вмешательства, всевозможные аллергические проявления
    3. Болезни нервной системы стали менее проявляться за последние года.
    4. В последние годы удалось добиться снижения численности заболевших инфекционными и паразитическими заболеваниями.
    5. В 2012 году самые распространённые болезни связаны с инфекциями.
    Ответ

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (22–28) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. 

  1.   Данные клеточные компоненты имеют наружную и внутреннюю мембраны, бесцветную гидрофильную белково-липоидную строму (или матрикс), в которой содержатся ДНК, РНК, рибосомы и включения. Кроме того, они включают специальные фотосинтезирующие структуры. Что это за компоненты и какие процессы происходят в них?

    Ответ
  2.    На рисунке представлен вид вымершего млекопитающего – Стероподон (Steropodon galmani), обитавшего на планете примерно 110 млн. лет назад. 


    Вид вымершего млекопитающего – Стероподон

    Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и в каком периоде обитал данный организм. Это животное имеет сходство с его ныне живущим потомком. Определите, к какому отряду и семейству на данный момент относится это животное, назовите его характерные особенности. С каким классом позвоночных Стероподон имеет общие черты? Назовите некоторые из них.

     

    Эры 

    Периоды и их продолжительность

    (в млн. лет)

    Название и продолжительность

    (в млн. лет)

    Возраст

    (в млн. лет) 

    Кайнозойская (новой жизни), 67 67 Антропоген, 1,5
    Неоген, 23,5
    Палеоген, 42
    Мезозойская (средней жизни), 163 230 Меловой, 70
    Юрский, 58
    Триасовый, 35
    Палеозойская (древней жизни), 340 Возможно 570 Пермский, 55
    Каменноугольный, 75-65
    Девонский, 60
    Силурийский, 30
    Ордовикский, 60
    Кембрийский, 70
    Протерозойская (ранней жизни), свыше 2000 2700  
    Архейская (самая древняя в истории Земли), около 1000 Возможно, > 3500  
    Ответ
  3.   Найдите три ошибки в приведённом тексте «Грибы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

     

    (1) Грибы —обособленная группа гетеротрофных организмов, сочетающих признаки растений и животных. (2) У низших грибов мицелий имеет перегородки и представляет собой разветвлённую клетку. (3) Клетка большинства грибов имеет клеточную стенку, состоящую в основном из полисахаридов (80-90 %), связанных с белками и липидами. (4) Запасными питательными веществами служат жиры, волютин, крахмал. (5) Грибы размножаются вегетативным и бесполым путём. (6) Вегетативное размножение происходит почкованием, частями мицелия или распадением мицелия на отдельные клетки, покрытые толстой буроватой оболочкой.

    Ответ
  4.   О пределе холода, который способны вынести растения в естественных условиях, дают представление величины предельно низких температур на земном шаре. Там, где зарегистрирована самая низкая температура (-90°С) растительность отсутствует; а в районах, где живут растения, отмечена температура -68°С . Какие адаптации, направленные на сохранение тепла в отдельных частях растения к холодным условиям имеются у растений? Укажите не менее трёх.

    Ответ
  5.   Ароморфозы сыграли важную роль в эволюции всех классов животных. Привидите три примера ароморфозов насекомых.

    Ответ
  6.  

       Последовательность нуклеотидов в цепи ДНК Определите первичную структуру закодированного белка. Определите длину гена. Ответ поясните. 

       Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если вторая аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Про. Ответ обоснуте.

     

    Генетический код (иРНК)

     

    Первое

    основание

    Второе основание

    Третье

    основание

     

    У

    Ц

    А

    Г

     

    У

    Фен

    Фен

    Лей

    Лей

    Сер

    Сер

    Сер

    Сер

    Тир

    Тир

    Цис

    Цис

    Три

    У

    Ц

    А

    Г

    Ц

    Лей

    Лей

    Лей

    Лей

    Про

    Про

    Про

    Про

    Гис

    Гис

    Глн

    Глн

    Арг

    Арг

    Арг

    Арг

    У

    Ц

    А

    Г

    А

    Иле

    Иле

    Иле

    Мет

    Тре

    Тре

    Тре

    Тре

    Асн

    Асн

    Лиз

    Лиз

    Сер

    Сер

    Арг

    Арг

    У

    Ц

    А

    Г

    Г

    Вал

    Вал

    Вал

    Вал

    Ала

    Ала

    Ала

    Ала

    Асп

    Асп

    Глу

    Глу

    Гли

    Гли

    Гли

    Гли

    У

    Ц

    А

    Г

    Ответ
  7. По схеме родословной определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен с полом или нет) и расставьте генотипы всех членов родословной.

    Биология_Задание 28

    Ответ
Завершить вариант
Вариант 5
240 минут
на вариант из 28 вопросов
Вернуться назад
Осталось
4 часа 0 минут

Часть 1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Часть 2

22
23
24
25
26
27
28

Еще нет аккаунта?

Пользователям Бингоскул доступна бесплатная подготовка к ЕГЭ по всем видам ФИПИ, просмотр решений и отслеживание статистики
Регистрация

Уже зарегистрированы?

Авторизуйтесь в своей учетной записи, чтобы получить доступ к расширенным возможностям функционала сайта
Вход

Вход в систему

Регистрация

Регистрируясь, я подтверждаю своё согласие с условиями пользовательского соглашения

Активация аккаунта

Спасибо за регистрацию
Мы отправили письмо на указанный электронный адрес.
Чтобы завершить регистрацию, проверьте почтовый ящик и перейдите по ссылке в письме.