Вход   →
Осталось
4 часа

Вариант 7 :: Биология

Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 

Скачать pdf
  1.    Рассмотрите предложенную схему круговорота веществ и энергии в биосфере. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Круговорот веществ в биосфере.

  2. Рассмотрите таблицу «Форма изменчивости» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

     

    Форма наследственной изменчивости Пример
     

    Рождение детеныша альбиноса у лошади Пржевальского

    комбинативная

    Рождение мальчика-мулата у родителей со светлым и темным цветом кожи

  3. Сколько половых хромосом содержится в яйцеклетке шимпанзе, если в клетке волосяного фолликула 48 хромосом?

  4.   Все перечисленные ниже организмы, кроме двух, имеют в своих клетках вакуоли с клеточным соком. Определите два организма, «выпадающие» из общего списка; запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1. хвощ полевой
    2. пырей ползучий
    3. трутовик настоящий
    4. амёба обыкновенная
    5. мятлик луговой
  5.     Установите соответствие между метафазой и анафазой мейоза и его описанием.

     

    ОПИСАНИЕ ТИП ДЕЛЕНИЯ 

    А) гомологичные хромосомы выстраиваются попарно на линии экватора

    Б) двухроматидные хромосомы располагаются по экватору клетки 

    В) разделение пар гомологичных хромосом

    Г) расхождение двухроматидных хромосом к полюсам клетки

    Д) деление центромер

    Е) хроматиды расходятся к полюсам клетки

    1. метафаза
    2. анафаза

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  6. При скрещивании светло-зелёного (А) гладкого (В) и тёмно-зелёного (а) пупырчатого (b) огурца в F1 получились все светло-зелёные гладкие. Определите, сколько разных генотипов семян огурца в F1. Ответ запишите в виде цифры.

  7.   Все приведённые ниже признаки, кроме двух, используются для описания модификационной изменчивости. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

     

    1. изменение организма под воздействием среды
    2. не связана с изменением генотипа
    3. модификации не наследуются и применяются в границах определённых реакций
    4. может вызывать хромосомные мутации
    5. носит ненаправленный характер
  8.    Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой организмов, для которой она характерна

     

    ОСОБЕННОСТЬ ОНТОГЕНЕЗА ГРУППА ОРГАНИЗМОВ

    А) прогрессивное развитие головного мозга (появление зачатков коры больших полушарий)

    Б) развитие с неполным метаморфозом

    В) трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке

    Г) икринки имеют плотные прозрачные оболочки

    Д) зародыш развивается в яйце, покрытом кожистой или скорлуповой оболочкой

    1)пресмыкающиеся

    2) земноводные

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  9.    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Однодольные растения, в отличие от двудольных:

     

    1. зародыш семени с одной семядолей
    2. листья обычно имеют перистое и пальчатое жилкование
    3. листья обычно имеют параллельное и дуговое жилкование
    4. проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков
    5. стержневая корневая система
    6. зародышевый корешок семени быстро развивается в главный корень
  10.    Установите соответствие между представителями типа Плоских червей и классом.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАСС  

    А) некоторые представители достигают в длину 6-8 метров

    Б) вытянутое листовидное тело

    В) органы пищеварения редуцированы

    Г) внутриполостное, а за тем внутриклеточное пищеварение

    Д) промежуточным хозяином может быть прудовик

    Е) имеется стробила, которая делится с образованием новых члеников

    1. Сосальщики
    2. Ленточные

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  11. Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. Млекопитающие
    2. Человек разумный
    3. Животные
    4. Хордовые
    5. Позвоночные
    6. Приматы
    7. Гоминиды
  12.    К вспомогательной системе зрительного анализатора относятся:

    1. стекловидное тело
    2. слёзный аппарат
    3. зрачок
    4. роговица
    5. глазодвигательные мышцы
    6. веки
  13.    Установите соответствие между органами дыхательной системы и их признаками.

     

    ПРИЗНАКИ ОРГАН​
    А) выстлана мерцательным эпителием
    Б) имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами
    В) задняя стенка органа мягкая, прилегает к пищеводу
    Г) защищает верхние дыхательные пути от попадания пищи
    Д) обеспечивает свободное движение воздуха по бронхам
    1) гортань
    2) трахея

       

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  14.  Установите последовательность процесса оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. Второе мейотическое деление
    2. Контактное взаимодействие гамет
    3. Проникновение сперматозоида (его ядра и центриолей) в ооцит II
    4. Подготовка зиготы к дроблению
    5. Сближение и дистантное взаимодействие гамет
  15.   Известно, что Берёза повислая — растение, имеющее желтовато-бурую древесину, правильные цветки, собранные в серёжчатые соцветия. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию критерия данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

     

    (1) Распространена почти по всей Европе, за исключением Пиренейского полуострова, в Северной Африке, в Передней и Центральной Азии. (2) Молодые ветви повисают вниз, что придаёт кроне берёзы очень характерный облик. (3) Почки сидячие заострённые, клейкие, покрытые черепитчато расположенными чешуями. (4) Малотребовательна к внешней среде и может расти в самых разнообразных условиях, но не переносит сильной жары и близости грунтовых вод (5)  Листья очерёдные, от ромбически-яйцевидных до треугольно-яйцевидных, 3,5—7 см длины, гладкие (6) Берёза светолюбива, она легко вытесняется более долгоживущими и крупными деревьями.

  16.   Установите соответствие между направлением эволюции и его примерами.

     

    ПРИМЕР НАПРАВЛЕНИЕ

    А) эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации

    Б) часто связаны с переходом к паразитическому образу жизни

    В) даёт возможность освоения новой среды обитания

    Г) эволюционное изменение, ведущее к общему подъёму организации

    Д) появление теплокровности, возникновение волосяного покрова

    Е) не является приспособлением к резко ограниченны условиям существования

    1) ароморфоз

    2) общая дегенерация

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  17.   Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К природным образованиям косного вещества биосферы относятся

    1. гранит
    2. скорлупа яиц
    3. речной песок
    4. кварц
    5. известняк
    6. глинистые минералы
  18.    Установите соответствие между приведёнными экосистемами и примерами животными, обитающих в них.

     

    ПРИМЕР  ЭКОСИСТЕМА

    А) не зависят от человека, устойчивы во времени

    Б) короткие цепи питания

    В) луг, лес, пустыня, озеро

    Г) поле, пруд, пашня

    Д) тесная взаимосвязь органических и неорганических веществ

    Е) полный замкнутый круг круговорота веществ

    1) естественные

    2) искусственные

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  19.  Установите последовательность географического видообразования. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

    1. Отбор в новых условиях среды
    2. Возникновение подвидов
    3. Расселение на новые территории
    4. Географическая изоляция между популяциями
    5. Возникновение новых видов
  20.   В текст «Кровь» вставьте пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.

     

    КРОВЬ

      Кровь  является  основной частью  внутренней  среды.  Она  доставляет  клеткам  кислород,  питательные  вещества,  витамины,  из  клеток  уносит ____________(А) и  конечные  продукты  обмена  веществ, обеспечивает __________ (Б) связь  между  всеми  органами,  регулирует  распределение  тепла  и  защищает организм  от  инфекций. Кровь состоит из  жидкой  части  — ________(В)  и  клеток различных  типов  — форменных  элементов. Содержащийся в  плазме  белок________(Г)  участвует  в процессах  свертывания  крови,  а  глобулины  —в  обезвреживании  болезнетворных микробов.

     

    Список терминов:

    1. углекислый газ
    2. постоянная
    3. гуморальная
    4. лимфа
    5. плазма
    6. альбумин
    7. фибриноген
    8. гемоглобин
  21.    Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов (на 100 г) в некоторых грибах. Пользуясь таблицей и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.

     

    Название продукта

    Витамин А в 100гр

    Витамин В1
    в 100гр

    Витамин В2
    в 100гр

    Витамин С
    в 100гр

    Витамин Е
    в 100гр

    Витамин РР
    в 100гр

    Гриб вешенка

    0 мкг

    0.12 мг

    0.35 мг

    0 мг

    0 мг

    4.9 мг

    Гриб сморчок

    0 мкг

    0.07 мг

    0.2 мг

    0 мг

    0 мг

    2.2 мг

    Грибы белые

    0 мкг

    0.04 мг

    0.3 мг

    30 мг

    0.9 мг

    8.5 мг

    Грибы лисички

    142 мкг

    0.01 мг

    0.35 мг

    34 мг

    0.5 мг

    5 мг

    Грибы опята

    0 мкг

    0.02 мг

    0.38 мг

    11 мг

    0.1 мг

    10.7 мг

    Грибы подберёзовики

    0 мкг

    0.07 мг

    0.22 мг

    6 мг

    0.1 мг

    6.7 мг

    Грибы подосиновики

    0 мкг

    0.02 мг

    0.45 мг

    6 мг

    0.1 мг

    9.8 мг

    Грибы сыроежки

    0 мкг

    0.01 мг

    0.3 мг

    12 мг

    0.1 мг

    6.7 мг

    Грибы шампиньоны

    2 мкг

    0.1 мг

    0.45 мг

    7 мг

    0.1 мг

    5.6 мг

    Грибы шиитаке

    0 мкг

    0.01 мг

    0.22 мг

    0 мг

    0 мг

    3.9 мг

     

    1. Грибы лисички содержат больше всего витамина А и С (из предложенных вариантов грибов).
    2. Некоторые грибы из таблицы являются несъедобными.
    3. Все предложенные грибы обитают только на почве.
    4. Грибы подосиновики и шампиньоны – рекордсмены по количеству витамина В2.
    5. На данный момент, гриб шампиньон растёт только на искусственных средах.
Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (22–28) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. 

  1. В конце XIX века русский врач В.В. Пашутин установил, что цинга возникает в результате отсутствия в растительной пище определенного фактора. В 1912 году Хольст и Фрелих в опытах на морских свинках установили присутствие в свежих овощах водорастворимого фактора, предохраняющего от цинги. Что это за компонент и какими свойствами он обладает, помимо предотвращения цинги?

  2.    Определите органоид клетки, изображённый на картинке. Объясните в каких клетках он находится, а также его значение.

    Органоид клетки

  3. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Хлорелла». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

     

    (1) Клетка хлореллы одета гладкой оболочкой, содержит чашевидный хроматофор. (2) Хлорелла – водный организм, распространена как в пресных, так и солёных водоёмах. (3) Хлорелла имеет тонкую целлюлозную оболочку. (4) Размножается бесполым, вегетативным и половым путями. (5) Белок хлореллы, на долю которого приходится до 50 % сухой массы клетки, содержит все незаменимые аминокислоты. (6) Как правило, в клетке находится одно ядро и множество хлоропластов.

  4. Какие ароморфозы сопровождали земноводных в связи с выходом на сушу? Приведите не менее 6 признаков.

  5. Объясните, в чем заключается взаимосвязь между процессами пластического и энергетического обменов? Приведите хотя бы 3 примера взаимосвязи.

  6.   Фрагмент цепи иРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: УЦА АЦА ГГЦ УЦУ. Определите  последовательность нуклеотидов на ДНК и антико­доны , соответствующих тРНК. Определите аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента  молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

     

    Генетический код (иРНК)

     

    Первое

    основание

    Второе основание

    Третье

    основание

     

    У

    Ц

    А

    Г

     

    У

    Фен

    Фен

    Лей

    Лей

    Сер

    Сер

    Сер

    Сер

    Тир

    Тир

    Цис

    Цис

    Три

    У

    Ц

    А

    Г

    Ц

    Лей

    Лей

    Лей

    Лей

    Про

    Про

    Про

    Про

    Гис

    Гис

    Глн

    Глн

    Арг

    Арг

    Арг

    Арг

    У

    Ц

    А

    Г

    А

    Иле

    Иле

    Иле

    Мет

    Тре

    Тре

    Тре

    Тре

    Асн

    Асн

    Лиз

    Лиз

    Сер

    Сер

    Арг

    Арг

    У

    Ц

    А

    Г

    Г

    Вал

    Вал

    Вал

    Вал

    Ала

    Ала

    Ала

    Ала

    Асп

    Асп

    Глу

    Глу

    Гли

    Гли

    Гли

    Гли

    У

    Ц

    А

    Г

  7. Растения томата с желтыми плодами и укороченными стеблями скрестили с растениями с красными плодами и нормальными стеблями. В первом поколении все потомки были единообразными- с красными плодами и нормальными стеблями. При скрещивании растений с желтыми плодами и укороченными стеблями с гибридными растениями из F1 в потомстве получено 50% особей с красными плодами и нормальными стеблями и 50% с желтыми плодами и укороченными стеблями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом и во втором поколениях и объясните полученные результаты второго скрещивания.

                

Завершить вариант
Вариант 7
240 минут
на вариант из 28 вопросов
Вернуться назад
Осталось
4 часа 0 минут

Часть 1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Часть 2

22
23
24
25
26
27
28

Еще нет аккаунта?

Пользователям Бингоскул доступна бесплатная подготовка к ЕГЭ по всем видам ФИПИ, просмотр решений и отслеживание статистики
Регистрация

Уже зарегистрированы?

Авторизуйтесь в своей учетной записи, чтобы получить доступ к расширенным возможностям функционала сайта
Вход

Вход в систему

Регистрация

Регистрируясь, я подтверждаю своё согласие с условиями пользовательского соглашения

Активация аккаунта

Спасибо за регистрацию
Мы отправили письмо на указанный электронный адрес.
Чтобы завершить регистрацию, проверьте почтовый ящик и перейдите по ссылке в письме.