Вход   →
Осталось
4 часа

Вариант 9 :: Биология

Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 

Скачать pdf
  1.    Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Строение семян. Схема. Биология_Задание 1.

     

  2. Рассмотрите таблицу «Ткани и их функции» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

     

    Ткань Функция
     

    Проведение нервных импульсов

    костная

    Опора для мягких тканей

  3.   В ДНК на долю нуклеотидов с тимином приходится 36%. Определите процентное содержание нуклеотидов с гуанином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

  4.    Все перечисленные органоиды, кроме двух, являются одномембранными. Определите два органоида, «выпадающих» из общего списка; запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

     

    1) эндоплазматическая сеть

    2) рибосомы

    3) лизосомы

    4) комплекс Гольджи

    5) митохондрии

  5.     Установите соответствие между организмами и их типом питания.

     

    ОРГАНИЗМЫ СПОСОБ ПИТАНИЯ

    А) цианобактерии

    Б) серобактерии

    В) ульва

    Г) железо-нитрифицирующие бактерии

    Д) вольвокс

    Е) спирогира   

    1) хемотрофный

    2) фототрофный

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  6.   У морской свинки чёрный цвет (А) доминирует над серым (а), короткая шерсть (В) — над длинной (b). Определите процент рождения чёрных короткошерстных свинок при скрещивании дигетерозиготных чёрных короткошерстных с серой длинношерстной. В ответе укажите только число.

  7.   Все приведённые ниже варианты, кроме двух, относятся к условиям менделирующих признаков. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны

     

    1. альтернативное проявление признаков в каждой паре
    2. равная вероятность образования у гибрида гамет с разными аллелями
    3. гетерозиготность исходных форм
    4. независимость проявления признаков от внешних условий
    5. закономерный характер сочетания гамет при оплодотворении
  8.   Установите соответствие между способами размножения и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПРИЗНАКИ ФОРМА РАЗМНОЖЕНИЯ

    А) осуществляется с помощью специализированных клеток грибов, растений

    Б) на материнской особи происходит образование выроста

    В) специализированные клетки покрыты плотной оболочкой, защищающей от внешних воздействий

    Г) новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур

    Д) характерно для бактерий, дрожжевых грибов, гидры, губок

    Е) у многоклеточных новый организм образуется из группы клеток, отделяющихся от материнского

    1) почкование

    2)спорообразование

    3) вегетативное

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  9.    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К высшим растениям относятся:

     

    1. Олений мох
    2. Кукушкин лён
    3. Спирогира
    4. Гинкго двулопастной
    5. Ягель
    6. Сфагнум
  10.    Установите соответствие между типом вегетативного размножения цветковых и органами растения, с помощью которых оно происходит.

     

    ПРИЗНАКИ КЛАСС ЧЛЕНИСТОНОГИХ

    А) наличие хелицер и педипальп

    Б) 5 пар ходильных конечностей

    В) жаберное дыхание

    Г) наружное пищеварение

    Д) выделительные органы представлены коксальными железами

    Е) фасеточные глаза

    1. Ракообразные
    2. Паукообразные

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  11.    Установите правильную последовательность классификации вида Вяз гладкий, начиная с наибольшей категории. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. Розоцветные
    2. Двудольные
    3. Вяз
    4. Цветковые
    5. Вязовые
    6. Вяз гладкий
  12.    К признака толстой кишки относят:

    1. самая длинная часть пищеварительной трубки
    2. диаметр в 2-3 раза больше, чем у тонкой кишки
    3. вырабатывает только слизь
    4. включает в себя подвздошную и др. кишки
    5. бактерии расщепляют клетчатку и синтезируют витамины группы К и В
    6. переваривается большая часть пищи
  13.    Установите соответствие между железой и выделяемой ею гормонами.

     

    ГОРМОН ЖЕЛЕЗА ​
    А) кортизон
    Б) альдостерон
    В) тироксин 
    Г) андрогены
    Д) трииодтиронин
    1) щитовидная
    2) надпочечники

       

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  14.   Установите последовательность прохождения пищевого комка в пищеварительном канале человека.  В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. Образование пептидов и расщепление молочного жира
    2. Расщепление полисахаридов амилазой
    3. Всасывание воды
    4. Обработка пищи слюной
    5. Эмульгация жиров
    6. Прохождение мономеров через мембраны капилляров
  15.   Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Пихта сибирская. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

     

    (1) Растёт преимущественно в кедровых, еловых, смешанных, значительно реже в лиственничных лесах и редколесьях. (2) Вечнозелёное дерево до 30 м высотой, с красивой узкоконической, почти колонновидной кроной. (3) Несмотря на высокую морозостойкость, пихта сибирская теплолюбива, требовательна к богатству почвы и влажностному режиму местообитаний, не растёт на почвах, подстилаемых вечной мерзлотой. (4) Размножается семенами, но способна и к вегетативному размножению. (5) Кора гладкая, тёмно-серая, с утолщениями (желваками), заполненными душистой прозрачной живицей. (6)  Хвоя не колючая, плоская, длиной до 3 см, тёмно-зелёного цвета, блестящая. 

  16.   Установите соответствие между периодами палеозойской эры и её характерными особенностями.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕЩЕСТВА

    А) мономеры содержат различные радикалы, аминогруппу и карбоксильную группу

    Б) входят в состав клеточных стенок растений, грибов и бактерий

    В мономеры содержат углерод, водород и кислород

    Г) разрушаются при нагревании

    Д) участвуют в образовании тромба

    Е) образуют коллоидные растворы

    1. белки
    2. полисахариды

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  17.    Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Биотической фактор включает в себя

    1. влияние растений друг на друга
    2. взаимодействие растений и животных
    3. температуру
    4. влажность
    5. взаимодействие животных и растений с бактериями, грибами, вирусами
    6. свет
  18.    Установите соответствие между видом сукцессии и её характеристикой.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКА  ВИД СУКЦЕССИИ

    А) процесс смены сообществ на прежде не обжитых территориях

    Б) чаще всего направлены на восстановление климаксного сообщества

    В) чаще всего сначала на участках поселяются фотосинтезирующие бактерии и лишайники

    Г) на местах, где предыдущее сообщество было уничтожено какими-либо сильнодействующими факторами, но почва и органическое вещество сохранились

    Д) для развития устойчивого сообщества требуются сотни лет.

    1) первичная сукцессия

    2) вторичная

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  19.  Установите последовательность процессов первого деления мейоза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

    1. Удвоение хромосом, спаривание гомологичных.
    2. Расположение гомологичных хромосом по экватору клетки
    3. Разделение пар хромосом и их перемещение к полюсам
    4. Образование дочерних клеток
    5. Образование аппарата деления
  20.    В текст «Сердце человека» вставьте пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.

     

    СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА

      Сердце  представляет  собой  полый  мышечный  орган, по  форме  напоминающий  конус. Сердце  расположено  в  грудной  полости  несимметрично:  две  трети его  находится  влево  от  срединной  линии  тела,  а  одна треть  — вправо.  Предсердно-желудочное тверстие  снабжено ________(А),  которые  пропускают  кровь  из  предсердия  в желудочек. В  правой  половине  сердца – ________(Б),  в  левой  — ________(В).  Наиболее развитый слой стенки сердца – _________(Г), толщина  его  в  различных  отделах  неодинакова  в  зависимости от  выполняемой  работы.

     

    Список терминов:

    1. сосуды
    2. клапаны
    3. двустворчатый клапан
    4. полулунный клапан
    5. эпикард
    6. однослойный плоский эпителий
    7. миокард
    8. трёхстворчатый клапан
  21.   Ниже приведена таблица, отражающая особенности физиологии некоторых животных. Пользуясь таблицей и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.

     

    Вид

    Максимальная продолжительность жизни, в мес.

    Длительность беременности, мес

    Возраст достижения половой зрелости, мес

    Лошадь

    744

    11​

    12

    Шимпанзе

    534

    8

    120

    Бурый медведь

    442

    7

    72

    Кошка

    336

    2

    15

    Свинья

    324

    4

    4

    Саймири

    252

    5

    36

    Овца

    240

    4

    7

    Коза

    216

    5

    7

    Серая белка

    180

    1,5

    12

    Европейский кролик

    156

    1

    4

    Морская свинка

    90

    2

    2

    Мышь

    42

    0,7

    1,5

    Домашний кролик

    156

    0,7

    2

    1. Максимально приближенная к человеку длительность беременности – у шимпанзе.
    2. У лошади рождается, в среднем, пять жеребят.
    3. Менее всего длительность беременности (из предложенных вариантов) проходит у европейского кролика.
    4. Мышь рождает малочисленное потомство, не более 3 детёнышей за одну беременность.
    5. Половой зрелости самки саймири достигают к 2,5-3 годам.
Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (22–28) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. 

  1.   На картинке изображён зародыш человека, с характерным атавизмом. Дайте определение понятию атавизм, назовите его на данном рисунке и поясните чем объясняется появление атавизмов.

     

    Зародыш человека

  2.    На рисунке изображён представитель водорослей. К какому отделу он относится? Объясните научное значение и экологию данного представителя.

    Представитель водорослей

    Автор — Frank Fox

  3. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Обмен веществ». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

     

    (1) Обмен веществ и энергии —это совокупность химических и физических превращений в организме, которые обеспечивают его жизнедеятельность в зависимости от условий внешней среды. (2) Между организмом и средой обмен веществами и энергией осуществляется постоянно. (3) Обмен веществ регулируется нервной системой и пищеварительной системами. (4) В ходе энергетического обмена сахаров образуются молекулы АТФ, углекислый газ, вода, мочевина и аммиак. (5) Процессы усвоения, синтеза и накопления веществ и энергии в организме называется диссимиляцией. (6) Для этих процессов расходуется накопленная в ходе энергетического обмена энергия АТФ.

  4. Возникновение высших растений связано с освоением наземной среды обитания. Это привело к значительному усложнению организации. Каковы отличительные черты высших растений (укажите не менее двух)?

  5.   Борьба за существование и естественный отбор на основе наследственной изменчивости – основные движущие силы эволюции. Каковы результаты борьбы за существование и естественного отбора?

  6. В цикл Кребса вступило 48 молекул ПВК. Определите количество АТФ после кислородного этапа, суммарный эффект диссимиляции и количество молекул глюкозы, вступившей в диссимиляцию. Ответ поясните.

  7. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Положительный резус-фактор доминирует над отрицательным rh.

     

    У матери третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у отца —  вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы, соотношение фенотипов и генотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Завершить вариант
Вариант 9
240 минут
на вариант из 28 вопросов
Вернуться назад
Осталось
4 часа 0 минут

Часть 1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Часть 2

22
23
24
25
26
27
28

Еще нет аккаунта?

Пользователям Бингоскул доступна бесплатная подготовка к ЕГЭ по всем видам ФИПИ, просмотр решений и отслеживание статистики
Регистрация

Уже зарегистрированы?

Авторизуйтесь в своей учетной записи, чтобы получить доступ к расширенным возможностям функционала сайта
Вход

Вход в систему

Регистрация

Регистрируясь, я подтверждаю своё согласие с условиями пользовательского соглашения

Активация аккаунта

Спасибо за регистрацию
Мы отправили письмо на указанный электронный адрес.
Чтобы завершить регистрацию, проверьте почтовый ящик и перейдите по ссылке в письме.