Вход   →
Осталось
4 часа

Демонстрационный вариант :: Биология

Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 

Скачать pdf
  1.   Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    Биология_Задание 1

  2.   Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

     

    Метод  Применение метода
      Определение числа хромосом в кариотипе
    Статистический Распространение признака в популяции 
  3.    В ДНК на долю нук­лео­ти­дов с аде­ни­ном при­хо­дит­ся 18%. Опре­де­ли­те про­цент­ное со­дер­жа­ние нук­лео­ти­дов с ци­то­зи­ном, вхо­дя­щих в со­став мо­ле­ку­лы. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.

  4.    Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. наличие хлоропластов
    2. наличие гликокаликса
    3. способность к фотосинтезу
    4. способность к фагоцитозу
    5. способность к биосинтезу белка

    Биология_Задание 4

  5.    Установите соответствие между процессами и этапами энергетического обмена: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

     ПРОЦЕССЫ  ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
    А) расщепление глюкозы в цитоплазме
    Б) синтез 36 молекул АТФ
    В) образование молочной кислоты
    Г) полное окисление веществ до СО2 и Н2О
    Д) образование пировиноградной кислоты
    1. бескислородный
    2. кислородный

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  6.    Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

  7.    Все при­ведённые ниже тер­ми­ны, кроме двух, ис­поль­зу­ют­ся для опи­са­ния по­ло­во­го раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов. Опре­де­ли­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

    1. го­на­да
    2. спора
    3. опло­до­тво­ре­ние
    4. ово­ге­нез
    5. поч­ко­ва­ние
  8.   Установите соответствие между примером биологического явления и формой изменчивости, которую он иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПРИМЕР ЯВЛЕНИЯ  ФОРМА ИЗМЕНЧИВОСТИ 
    А) появление коротконогой овцы в стаде овец с нормальными конечностями
    Б) появление мыши-альбиноса среди серых мышей
    В) формирование у стрелолиста разных форм листьев в воде и на воздухе
    Г) проявление у детей цвета глаз одного из родителей
    Д) уменьшение размера кочана капусты при недостатке влаги 
    1) генотипическая
    2) фенотипическая

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  9.    Известно, что бактерия туберкулёзная палочка – аэробный, микроскопический, болезнетворный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.

     

       (1) Размеры туберкулёзной палочки составляют в длину 1–10 мкм, а в диаметре 0,2–0,6 мкм. (2) Организм неподвижен и не способен образовывать споры. (3) При температуре выше 20 °C во влажном и тёмном месте сохраняет жизнеспособность до 7 лет. (4) Для своего развития организм нуждается в наличие кислорода. (5) Туберкулёзная палочка является паразитическим организмом. (6) В природе организм распространяется не только с каплями жидкости, но и ветром.

     

    Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  10.    Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

     ФУНКЦИИ  ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ
    А) осуществление минерального питания
    Б) поглощение воды
    В) синтез органических веществ из неорганических
    Г) транспирация
    Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений
    Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода
    1) корень
    2) лист

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  11.    Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. Мятлик луговой
    2. Мятлик
    3. Покрытосеменные
    4. Однодольные
    5. Растения
    6. Злаковые
  12.    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Во время бега в организме человека.

    1. растёт синтез желчи клетками печени
    2. ускоряется процесс биосинтеза белка в скелетных мышцах
    3. снижается количество лейкоцитов в плазме
    4. усиливается приток крови к коже
    5. усиливается потоотделение
    6. повышается активность симпатического отдела нервной системы
  13.    Установите соответствие между характеристиками и типами ткани человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ   ТИПЫ ТКАНИ
    А) обладает проводимостью
    Б) выполняет функцию опоры 
    В) образует наружный покров кожи
    Г) вырабатывает антитела
    Д) состоит из тесно прилегающих клеток
    Е) образует серое вещество спинного мозга
    1) эпителиальная
    2) соединительная
    3) нервная

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  14.    Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. поступление желчи в двенадцатиперстную кишку
    2. расщепление белков под действием пепсина
    3. начало расщепления крахмала
    4. всасывание жиров в лимфу
    5. поступление каловых масс в прямую кишку
  15.    Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной. Запишите цифры, под которыми они указаны.

       

         1) Сосна обыкновенная – светолюбивое растение. 2) Она имеет высокий стройный ствол, крона формируется только вблизи верхушки. 3) Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. 4) У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. 5) На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. 6) Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.

  16.   Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

     ПРИМЕРЫ  МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ 
    А) закладка жаберных дуг в онтогенезе человека
    Б) останки зверозубых ящеров
    В) филогенетический ряд лошади
    Г) сходство зародышей классов позвоночных
    Д) сравнение флоры пермского и триасового периодов
    1) палеонтологический
    2) эмбриологический 

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  17.    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется

    1. большим видовым разнообразием
    2. отсутствием редуцентов
    3. большой численностью хищников
    4. разветвлёнными пищевыми сетями
    5. колебанием численности популяций
    6. наличием замкнутого круговорота веществ
  18.    Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПРИМЕРЫ   ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
    А) повышение давления атмосферного воздуха
    Б) изменение рельефа экосистемы, вызванное землетрясением
    В) изменение численности популяции зайцев в результате эпидемии
    Г) взаимодействие между волками в стае
    Д) конкуренция за территорию между соснами в лесу 
    1) абиотический
    2) биотический

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  19.  Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.

    1. выход организмов на сушу
    2. возникновение фотосинтеза
    3. формирование озонового экрана
    4. появление абиогенного синтеза органических веществ
    5. появление клеточных форм жизни
  20.    Рассмотрите рисунок с изображением бабочки берёзовой пяденицы и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к формированию двух форм бабочек. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

     

    бабочки берёзовой пяденицы

    Тип приспособления Форма естественного отбора Направление эволюции
    (А) (Б) (В)

     

    Список терминов:

    1. идиоадаптация
    2. мимикрия
    3. конвергенция
    4. движущая
    5. ароморфоз
    6. маскировка
    7. половой

     

  21.  Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. 

     

    Скорость размножения бактерий

    1. всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды.
    2. зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии.
    3. зависит от генетической программы организма.
    4. повышается при температуре 20–36 °С.
    5. уменьшается при температуре выше 36 °С.

     скорости размножения молочнокислых бактерий

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (22–28) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. 

  1.   Известно, что в растительных клетках присутствуют два вида хлорофилла: хлорофилл a и хлорофилл b. Учёному, для изучения их структуры, необходимо разделить эти два пигмента. Какой метод он должен использовать для их разделения? На чём основан этот метод?
     

  2.   Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А в процессе внутриклеточного пищеварения?

    Биология_Задание 23

  3. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Железы человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. 

     

    (1) Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2) Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела. (3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4) Железы внутренней секреции – эндокринные железы – выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны. (5) Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6) Гормон поджелудочной железы – инсулин – регулирует содержание глюкозы в крови. (7)Гормон щитовидной железы – адреналин – повышает возбудимость нервной системы, учащает сердечные сокращения.

  4. В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково.

     

    Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы? 

  5.    Какие процессы обеспечивают постоянство газового состава атмосферы (кислорода, углекислого газа, азота)?  Укажите не менее трёх процессов и поясните их. 

  6.    Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГЦТТЦЦАЦТГТТАЦА. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

     

    Ге­не­ти­че­ский код (иРНК)

    Пер­вое
    ос­но­ва­ние
    Вто­рое ос­но­ва­ние Тре­тье
    ос­но­ва­ние
      У Ц А Г  
    У

    Фен
    Фен
    Лей
    Лей

    Сер
    Сер
    Сер
    Сер

    Тир
    Тир

    Цис
    Цис

    Три

    У
    Ц
    А
    Г

    Ц Лей
    Лей
    Лей
    Лей

    Про
    Про
    Про
    Про

    Гис
    Гис
    Глн
    Глн

    Арг
    Арг
    Арг
    Арг

    У
    Ц
    А
    Г

    А

    Иле
    Иле
    Иле
    Мет

    Тре
    Тре
    Тре
    Тре

    Асн
    Асн
    Лиз
    Лиз

    Сер
    Сер
    Арг
    Арг

    У
    Ц
    А
    Г

    Г

    Вал
    Вал
    Вал
    Вал

    Ала
    Ала
    Ала
    Ала

    Асп
    Асп
    Глу
    Глу

    Гли
    Гли
    Гли
    Гли

    У
    Ц
    А
    Г

     
  7. У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные. В гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель эмбрионов.

     

    В скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых с нормальным оперением селезней часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением. При скрещивании полученных в первом поколении хохлатых уток с нормальным оперением (гомозиготных) и селезней с таким же генотипом, получилось две фенотипические группы потомков. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните фенотипическое расщепление в первом и во втором скрещиваниях.

Завершить вариант
Демонстрационный вариант
240 минут
на вариант из 28 вопросов
Вернуться назад
Осталось
4 часа 0 минут

Часть 1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Часть 2

22
23
24
25
26
27
28

Еще нет аккаунта?

Пользователям Бингоскул доступна бесплатная подготовка к ЕГЭ по всем видам ФИПИ, просмотр решений и отслеживание статистики
Регистрация

Уже зарегистрированы?

Авторизуйтесь в своей учетной записи, чтобы получить доступ к расширенным возможностям функционала сайта
Вход

Вход в систему

Регистрация

Регистрируясь, я подтверждаю своё согласие с условиями пользовательского соглашения

Активация аккаунта

Спасибо за регистрацию
Мы отправили письмо на указанный электронный адрес.
Чтобы завершить регистрацию, проверьте почтовый ящик и перейдите по ссылке в письме.