Вход   →

Задание 12 :: История

Анализ текстовых исторических источников

За правильное выполненное задание получишь 2 балла. На решение отводится примерно 5 минут.

 

Для выполнения задания 12 по истории необходимо знать:

  1. Для решения внимательно прочтите текст, иногда в нем содержатся подсказки.
  2. При допущении одной ошибки дается 1 балл.

Задачи для тренировки

  1.    Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

     

         «Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию, и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»

     

       Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. 

       Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

     

    1. Описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.
    2. Правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК.
    3. Автор телеграммы – сторонник продолжения войны с Германией.
    4. Автор телеграммы поддерживает действия генерала Корнилова.
    5. Большевики поддерживали действия генерала Корнилова.
    6. «Решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены.

    Решение
    Авторизуйтесь, чтобы увидеть решение.
  2.    Прочтите отрывок из мемуаров политического деятеля.

     

       «Я встречаюсь со многими людьми, и многие выражают мне благодарность, присылают письма и открытки, где благодарят за то, что я поднял эти вопросы... Я всё это охотно принимаю, потому что да, именно я был инициатором этого процесса, именно я провёл большую работу по разоблачению Сталина. Но я был тут не одинок: это сделал Центральный комитет, это сделал съезд партии... Эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие люди, и это стало бы причиной поражения партийного руководства, которое не прислушалось к велению времени. Яркий пример тому — Чехословакия 1968 года. Я много раз советовал президенту Новотному: «Поднимите занавес, разоблачите злоупотребления, если они у вас были»... Новотный сердился и говорил: «У нас ничего подобного не было». Я ему отвечал: «Если это не сделаете вы, то это сделают другие, и вы окажетесь в очень незавидном положении». Новотный не послушался меня, и все знают, к чему это привело и его самого, и всю Чехословакию.

     

       Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

       Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1. Автор мемуаров отмечает коллективный характер принятия политических решений высшим руководством СССР

    2. Автор вспоминает XX съезд партии

    3. Во время упомянутого чехословацкого кризиса автор был одним из руководителей СССР.

    4. Автор воспоминаний утверждает, что его работа по осуждению культа личности Сталина проводилась им по морально- нравственным соображениям.

    5. Автор утверждает, что именно он был автором идеи разоблачения Сталина.

    6. В ходе упоминаемого в тексте кризиса в Чехословакии в эту страну были введены войска стран — участниц Организации Варшавского договора.


    Решение
    Авторизуйтесь, чтобы увидеть решение.
  3.    Прочитайте отрывок из исторического источника

     

       «Зачем, царь,... воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и в ином непотребстве... В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие, по мудрости их, им от бога дарованной? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими?... Писано в городе Вол мере, владении государя моего короля Сигизмунда Августа, от которого надеюсь быть пожалован и утешен во всех печалях моих милостью его королевской, а особенно с помощью божьей».

     

       Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

       Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1. Царь, к которому обращается автор послания, правил в XVI в

    2. При царе, к которому обращается автор, произошло окончательное освобождение Русского государства от ордынского ига.

    3. Правление царя, к которому обращается автор, сопровождалось террором и казнями.

    4. Автор получил ответ от царя на свое послание

    5. При царе, к которому обращается автор, были введены полки иноземного строя.

    6. В правление царя, к которому обращается автор, Россия не воевала со Швецией


    Решение
    Авторизуйтесь, чтобы увидеть решение.
  4.    Прочтите отрывок из документа.

     

       «На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли: Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, собраний и союзов. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, по мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку... Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог быть воспринят в силу без одобрения Государственной Думы и чтобы вы борным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия поставленных от нас властей».

     

       Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

       Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1. Документ относится к периоду революции 1905-1907 гг.

    2. В документе идёт речь о столыпинской аграрной реформе.

    3. Манифест был подписан Николаем II.

    4. Документ относится к периоду реформ Александра II.

    5. Это документ, составленный Временным правительством в 1917 г.

    6. Это выдержка из Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.


    Решение
    Авторизуйтесь, чтобы увидеть решение.
  5.    Прочтите отрывок из документа.

     

       «Флот, как и армия, оказался неподготовленным к великому испытанию. Жутко было узнать впоследствии, что большинство офицеров уходило из Кронштадта с твёрдым сознанием своей обречённости. Конечно, они не могли подозревать многого, что открылось им в самом бою: японцы громили их бризантными снарядами, сносившими всё управление кораблями, и обращали суда в пылающие костры, тогда как наши бронебойные снаряды не причиняли врагу серьёзного вреда. Но все моряки наши знали, что, кроме четырёх современных броненосцев, пары крейсеров да десятка миноносцев, вся остальная эскадра представляла разношёрстную армаду старых "самотопов" до увеселительной великокняжеской яхты включительно; ради экономии на угле флот в учебные плавания ходил мало, а ради экономии на снарядах стрелял в мирное время ещё меньше; отпускавшиеся средства шли широким потоком в карманы подрядчиков и акционерных обществ, как русских, так и иностранных. Большая часть личного состава эскадры ознакомлялась со своими кораблями, а подчас и с самим морским ремеслом только на походе. Наконец, инициатива посылки эскадры Рожественского принадлежала не морскому министерству, а новоявленным безответственным стратегам... К сожалению, во главе старого флота большинство адмиралов было ещё парусниками, и потому новейшей паровой технике, бурно расцветшей в конце прошлого века, уделялось весьма мало внимания. — Это дело механиков, — говорили морские офицеры; к механикам они относились с высоты лейтенантского величия».

     

       Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

       Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1. Событие, о котором говорится в отрывке, произошло в 1905 г.

    2. Современником события, о котором идет речь в отрывке, был писатель А.П. Чехов.

    3. К причинам, обусловившим поражение русского флота в этом бою, автор воспоминаний относит слабую подготовленность личного состава.

    4. В ходе войны, об одном из событий которой идет речь в отрывке, состоялась наступательная операция русских войск, известная как Брусиловский прорыв.

    5. Современником события, о котором идет речь в отрывке, был президент США Теодор Рузвельт.

    6. Император, правивший в России в этот период, — Александр III.


    Решение
    Авторизуйтесь, чтобы увидеть решение.
  6.    Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля.

     

      «...Национализация земли представляется правительству гибельною для страны, а проект партии народной свободы, то есть полу- экспроприация, полунационализация, в конечном выводе, по нашему мнению, приведёт к тем же результатам, как и предложения левых партий. Где же выход? Думает ли правительство ограничиться полумерами и полицейским охранением порядка? Но прежде чем говорить о способах, нужно ясно себе представить цель, а цель у правительства вполне определённа: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, то есть деньгами. Теперь же надлежит немедленно браться за незаметную чёрную работу, надлежит сделать учёт всем тем малоземельным крестьянам, которые живут земледелием. Придётся всем этим малоземельным крестьянам дать возможность воспользоваться из существующего земельного запаса таким количеством земли, которое им необходимо, на льготных условиях......Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришёл к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чёрная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия».

     

       Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

       Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1. Данное выступление относится к началу XX в.

    2. Автор выступления является сторонником ликвидации помещичьего землевладения в России.

    3. Автор выступления занимал пост председателя Совета министров Российской империи.

    4. Преобразования, которые подразумевает автор выступления, известны в истории как «реформа государственной деревни».

    5. Автор этого выступления погиб в 1911 г. в результате террористического акта.

    6. Автор данного выступления — Н.А. Милютин.


    Решение
    Авторизуйтесь, чтобы увидеть решение.
Пройти тест
Задание 1. Определение последовательности исторических событий Задание 2. Систематизация исторической информации: соответствие Задание 3. Выбор исторических событий из ряда нескольких Задание 4. Определение термина по нескольким признакам Задание 5. Систематизация исторической информации: соответствие Задание 6. Систематизация исторической информации: соответствие Задание 7. Систематизация исторической информации: множественный выбор Задание 8. Знание основных фактов, процессов, явлений 1941–1945 годов Задание 9. Знание исторических деятелей VIII – начала XXI в Задание 10. История 1914—2012 годов: краткий ответ в виде слова, словосочетания Задание 11. Систематизация исторической информации: таблица Задание 12. Анализ текстовых исторических источников Задание 13. Анализ исторических карт, схем Задание 14. Анализ исторических карт, схем Задание 15. Анализ исторических карт, схем Задание 16. Анализ исторических карт, схем Задание 17. Си­сте­ма­ти­за­ция исторической информации: соответствие Задание 18. Анализ иллюстративного материала Задание 19. Анализ иллюстративного материала Задание 20. Определение характеристик исторического источника Задание 21. Поиск исторической информации Задание 22. Анализ исторического источника Задание 23. Анализ исторических фактов, процессов, явлений Задание 24. Анализ различных точек зрения и их защита Задание 25. Историческое сочинение

Еще нет аккаунта?

Пользователям Бингоскул доступна бесплатная подготовка к ЕГЭ по всем видам ФИПИ, просмотр решений и отслеживание статистики
Регистрация

Уже зарегистрированы?

Авторизуйтесь в своей учетной записи, чтобы получить доступ к расширенным возможностям функционала сайта
Вход

Вход в систему

Регистрация

Регистрируясь, я подтверждаю своё согласие с условиями пользовательского соглашения

Активация аккаунта

Спасибо за регистрацию
Мы отправили письмо на указанный электронный адрес.
Чтобы завершить регистрацию, проверьте почтовый ящик и перейдите по ссылке в письме.