Вход   →
Осталось
4 часа
Вариант 1

Часть 1

Ответами к заданиям 1–19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). 

Скачать pdf
  1.    Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские события, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таблицу.

     

    1. Крым­ская война
    2. Медный бунт
    3. Жакерия
    Ответ
  2.    Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

     

    СОБЫТИЯ ГОДЫ

    А) Подписание Парижского мирного договора

    Б) При­ня­тие Со­бор­но­го Уло­же­ния царя Алек­сея Михайловича

    В) Битва на реке Калка

    Г) При­ня­тие Уста­ва Вла­ди­ми­ра Мономаха

    1) 1223 г.

    2) 1649 г.

    3) 1724 г.

    4) 1232 г.

    5) 1814 г.

    6) 1113 г.

     

       Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

     

    А Б В Г
           
    Ответ
  3.    Ниже приведён пе­ре­чень имён вид­ных государственных и во­ен­ных деятелей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к XIX в.

     

    1) Кутузов

    2) Сталин

    3) Скобелев

    4) Сперанский

    5) Нахимов

    6) Жуков

     

       Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

    Ответ
  4.    Напишите пропущенное слово.

     

    ___________________ - это совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, вызванных переходом от мануфактуры, основанной на ручном труде, к фабрике, базирующейся на машинной технике.

    Ответ
  5.    Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

    A) «стояние» на реке Угре
    Б) реформа Алек­сандра II
    B) битва на реке Калке
    Г) эко­но­ми­че­ские ре­фор­мы 1965 г.

     

    1) первое на­ше­ствие мон­го­лов на Русь
    2) укрепление са­мо­дер­жав­ной формы правления
    3) введение все­об­ще­го из­би­ра­тель­но­го права
    4) окончание мон­го­ло­та­тар­ско­го ига
    5) отмена кре­пост­но­го права
    6) переход от тер­ри­то­ри­аль­но­го прин­ци­па управ­ле­ния к отраслевому

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

    А Б В Г
           
    Ответ
  6.  Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

     

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ.

    А) «В год 6370 «…» Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске».

     

    Б) И пришел Вячеславв четверг после Федорова воскресенья, в пост. А в пятницу пришел Олег, исполчившись, к городу, и Мстислав пошел против него с новгородцами и ростовцами. И дал Мстислав стяг Владимиров половчанину, именем Кунуй, и дал ему пехотинцев, и поставил его на правом крыле. И Кунуй, заведя пехотинцев, развернул стяг Владимиров, и увидал Олег стяг Владимиров, и испугался, и ужас напал на него и на воинов его. И пошли в бой обе стороны, и пошел Олег против Мстислава, а Ярослав пошел против Вячеслава. Мстислав же перешел через пожарище с новгородцами, и сошли с коней новгородцы, и соступились на реке Кóлокше, и была сеча крепкая, и стал одолевать Мстислав. И увидел Олег, что двинулся стяг Владимиров, и стал заходить в тыл ему, и, убоявшись, бежал Олег, и одолел Мстислав. Олег же прибежал в Муром и затворил Ярослава в Муроме, а сам пошел в Рязань. Мстислав же пришел к Мурому, и сотворил мир с муромцами, и взял своих людей, ростовцев и суздальцев, и пошел к Рязани за Олегом. Олег же выбежал из Рязани, а Мстислав, придя, заключил мир с рязанцами и взял людей своих, которых заточил Олег. И послал к Олегу, говоря: "Не убегай никуда, но пошли к братии своей с мольбою не лишать тебя Русской земли. И я пошлю к отцу просить за тебя". И обещал Олег сделать так. Мстислав же, возвратившись в Суздаль, пошел оттуда в Новгород, в свой город, по молитвам преподобного епископа Никиты. Это было на исходе 6604 года, индикта 4-го наполовину.

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

     

    1) В данном отрывке речь идет о междоусобицей князей.

    2) В данном отрывке речь идет о призвании Варягов на Русь.

    3) Одним из участников междоусобицы был Александр Невский.

    4) Современником данных событий являлся граф А.А. Аракчеев.

    5) В результате междоусобных войн состоялся «Любеческий съезд» .

    6) Летописец данного отрывка жил в XII веке.

     

       Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Ответ
  7.    Какие три события из перечисленных ниже связаны с реформами Александра II? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.

     

    1) Манифест о вольности дворянской

    2) Отмена крепостного права

    3) Присоединение Крыма к России

    4) Повышение боеспособности армии

    5) Создание института нотариусов

    6) основание Черноморского флота

     

    Ответ
  8.   Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

     

    А) Крымская операция по освобождению Севастополя и Крыма состоялась в _____ году.

    Б) Акт о безоговорочной капитуляции Германии от СССР подписал____________.

    В) В _____году со­вет­ски­ми вой­ска­ми были осво­бож­де­ны Бел­го­род и Орел.

     

    Пропущенные элементы:

    1) И. Х. Баграмян

    2) «Уран»

    3) Г.К.Жуков

    4) 1943 г.

    5) «Багратион»

    6) 1944 г.

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

    А Б В
         
    Ответ
  9.    Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

    A) П.А. Столыпин
    Б) А.А. Аракчеев
    B) В.И. Ленин
    Г) С.Ю. Витте

    1) создание военных поселений
    2)подготовка манифеста об учреждении законодательной Государственной думы
    3) разрешение свободного выхода крестьян из общины
    4) принятие плана ГОЭЛРО
    5) создание корпуса жандармов

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

    A Б В Г
           
    Ответ
  10.    Прочтите от­ры­вок из до­ку­мен­та и ука­жи­те имя князя, его подписавшего.

     

         «…Если кто из русских замыслит разрушить эту дружбу, то крещенные из них да примут за то месть от Бога Вседержителя, и осуждение на погибель вечную, а некрещеные да не примут помощи от Бога и от Перуна, да не защитятся они щитами своими и иным своим оружием, и да будут они рабами навеки в будущей жизни. А великий князь русский и бояре его пусть посылают в Греческую землю к великим царям Греческим корабли, сколько хотят, с послами и с купцами, как это установлено для них... Если убежит раб от Руси, то раба следует поймать, поскольку Русь пришла в страну нашего царства, если раб бежал от святого Мамы; если же убежавшего не обнаружат, то пусть наши христиане дадут присягу Руси по своей вере, а не христиане по своему закону, и пусть тогда Русь берет на нас (греках) цену рабу, как установлено прежде, по 2 шелковых за раба...»

    Ответ
  11.    Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

     

     Правитель

    Годы правления

    Современник правителя

    император Петр I

    1682−1725 гг.

    __________(А)

    __________(Б)

    __________(В)

    патриарх Никон

    императрица Ели­за­ве­та Петровна

    __________(Г)

    М. Ломоносов

    __________(Д)

    1801−1825 гг.

    __________(Е)

     

    Пропущенные элементы:

    1) Ели­за­ве­та I Тюдор
    2) им­пе­ра­тор Александр I
    3) А. Д. Меншиков
    4) М. М. Сперанский
    5) 1558−1603 гг.
    6) 1741−1761 гг.
    7) 1645−1676 гг.
    8) А. И. Желябов
    9) царь Алек­сей Михайлович

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

    А Б В Г Д Е
               
    Ответ
  12.    Прочтите отрывок из мемуаров политического деятеля.

     

       «Я встречаюсь со многими людьми, и многие выражают мне благодарность, присылают письма и открытки, где благодарят за то, что я поднял эти вопросы... Я всё это охотно принимаю, потому что да, именно я был инициатором этого процесса, именно я провёл большую работу по разоблачению Сталина. Но я был тут не одинок: это сделал Центральный комитет, это сделал съезд партии... Эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие люди, и это стало бы причиной поражения партийного руководства, которое не прислушалось к велению времени. Яркий пример тому — Чехословакия 1968 года. Я много раз советовал президенту Новотному: «Поднимите занавес, разоблачите злоупотребления, если они у вас были»... Новотный сердился и говорил: «У нас ничего подобного не было». Я ему отвечал: «Если это не сделаете вы, то это сделают другие, и вы окажетесь в очень незавидном положении». Новотный не послушался меня, и все знают, к чему это привело и его самого, и всю Чехословакию.

     

       Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

       Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1. Автор мемуаров отмечает коллективный характер принятия политических решений высшим руководством СССР

    2. Автор вспоминает XX съезд партии

    3. Во время упомянутого чехословацкого кризиса автор был одним из руководителей СССР.

    4. Автор воспоминаний утверждает, что его работа по осуждению культа личности Сталина проводилась им по морально- нравственным соображениям.

    5. Автор утверждает, что именно он был автором идеи разоблачения Сталина.

    6. В ходе упоминаемого в тексте кризиса в Чехословакии в эту страну были введены войска стран — участниц Организации Варшавского договора.

    Ответ
  13.    Напишите фамилию полководца, командовавшего русской армией в битвах, изображенных на схеме.

    Карта

    Ответ
  14.    Напишите название города, отмеченного на карте под номером «1».

    Карта

    Ответ
  15.    Напишите название сражения, обозначенного на карте под номером «2».

    Карта

    Ответ
  16.    Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1) Нижний Новгород был захвачен во время этой войны.

    2) Командующий русской армией умер во время заграничного похода.

    3) Русская армия победила в битве под Смоленском.

    4) Армия противника пересекла границу Российской империи 12 (24) июня 1812 года.

    5) Столицей Российской империи в тот период был Санкт-Петербург.

    6) Во время этой войны императором Российской империи был Павел I.

     

    Карта

    Ответ
  17.    Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры (науки) и их авторами: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

     

    ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ (НАУКИ) АВТОР РА­БО­ТЫ

    A) основоположник металловедения

    Б) участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров

    B) основал русскую школу физиологии растений

    Г) учение о биосфере и ноосфере

    1) В.И.Вернадский

    2) Д.К. Чернов

    3) Е. В. Вучетич

    4) А.Н.Крылов

    5) И. Фёдоров

    6) К.А.Тимирязев

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

    Ответ
  18.   Какие суждения о памятнике архитектуры, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

     

    1) Данное церковное сооружение было построено в XI веке.

    2) Данное церковное сооружение находится в Москве.

    3) Данное Церковное сооружение относится к шедеврам владимиро-суздальской архитектуры.

    4) Данное церковное сооружение построено в XII веке.

    5) Данное церковное сооружение было построено при князе Ярославе Мудром.

    Церковь

     

    Ответ
  19.    Какие из нижеприведённых памятников архитектуры были построены в том же веке, что и изображённый выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

    Церковь

     

    1) Памятник архитектуры 2) Памятник архитектуры 

    3) Памятник архитектуры 4) Памятник архитектуры

    Ответ

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. 

  1.     К какому веку относится произведение, из которого взят данный отрывок? Как оно называется? Кто его автор?

     

        37. А теперь, дети мои, расскажу вам о трудах моих, походах и ловах, с тринадцатилетнего возраста.

      38. а. Первый поход мой был к Ростову; шел через землю вятичей; меня послал отец, сам же он пошел к Курску…На зиму ходил с Святополком под Полоцк; обожгли этот город; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск (р. Одров), воюя; потом к Чернигову…

      б. Всеслав пожег Смоленск; я бросился с черниговцами о двуконь, но не застал его в Смоленске; шел следом за Всеславом, пожег землю и, повоевав до Лукомля и Логожска, (повернул) воюя на Дрютеск к Чернигову…

     в. В туже зиму половцы повоевали весь Стародуб; я пошел [17](против них) с черниговцами п половцами, захватили на Десне князей их — Асадука и Саука, а дружину их избили…

       г. …Осенью (спустя три года после описанного) пошли с черниговцами и половцами (с Читеевичами) к Минску: изъездили весь город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины…

       д. Потом ходил к Стародубу на Олега (наказать его) за то, что он соединялся с половцами…

       е. И вот ныне иду к Ростову…

    Ответ
  2.     Используя знания из курса истории, укажите, чем знаменит автор произведения. Укажите не менее трёх положений.

     

       37. А теперь, дети мои, расскажу вам о трудах моих, походах и ловах, с тринадцатилетнего возраста.

       38. а. Первый поход мой был к Ростову; шел через землю вятичей; меня послал отец, сам же он пошел к Курску…На зиму ходил с Святополком под Полоцк; обожгли этот город; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск (р. Одров), воюя; потом к Чернигову…

       б. Всеслав пожег Смоленск; я бросился с черниговцами о двуконь, но не застал его в Смоленске; шел следом за Всеславом, пожег землю и, повоевав до Лукомля и Логожска, (повернул) воюя на Дрютеск к Чернигову…

     в. В туже зиму половцы повоевали весь Стародуб; я пошел [17](против них) с черниговцами п половцами, захватили на Десне князей их — Асадука и Саука, а дружину их избили…

       г. …Осенью (спустя три года после описанного) пошли с черниговцами и половцами (с Читеевичами) к Минску: изъездили весь город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины…

       д. Потом ходил к Стародубу на Олега (наказать его) за то, что он соединялся с половцами…

       е. И вот ныне иду к Ростову…

    Ответ
  3.     С кем воевал автор? Приведите не менее двух причин данной войны.

     

      37. А теперь, дети мои, расскажу вам о трудах моих, походах и ловах, с тринадцатилетнего возраста.

      38. а. Первый поход мой был к Ростову; шел через землю вятичей; меня послал отец, сам же он пошел к Курску…На зиму ходил с Святополком под Полоцк; обожгли этот город; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск (р. Одров), воюя; потом к Чернигову…

      б. Всеслав пожег Смоленск; я бросился с черниговцами о двуконь, но не застал его в Смоленске; шел следом за Всеславом, пожег землю и, повоевав до Лукомля и Логожска, (повернул) воюя на Дрютеск к Чернигову…

     в. В туже зиму половцы повоевали весь Стародуб; я пошел [17](против них) с черниговцами п половцами, захватили на Десне князей их — Асадука и Саука, а дружину их избили…

      г. …Осенью (спустя три года после описанного) пошли с черниговцами и половцами (с Читеевичами) к Минску: изъездили весь город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины…

      д. Потом ходил к Стародубу на Олега (наказать его) за то, что он соединялся с половцами…

      е. И вот ныне иду к Ростову…

    Ответ
  4.    Владимир был сначала ревностным язычником, он воздвиг в Киеве пантеон с шестью главными идолами, перед которыми совершались человеческие жертвоприношения. Но т.к. в Киеве жило много христиан, и в дружине их было немало, Владимир стал колебаться в своей вере. Соседние страны также стали пытаться сделать киевского князя своим единоверцем. Приведите три объяснения почему выбор был сделан в пользу христианской веры.

    Ответ
  5.   В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

     

        «Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого — одно уголовное дело. (Ф. Тютчев)» 

     

       Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

    Ответ
  6.    Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

    1) 1613-1645 гг.;

    2) 1682-1725гг.;

    3) 1825-1855гг.

     

      В со­чи­не­нии необходимо:

    – ука­зать не менее двух со­бы­тий (явлений, процессов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду истории;

    – на­звать две ис­то­ри­че­ские личности, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фактов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (явлениях, процессах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии России;

    – ука­зать не менее двух причинно-следственных связей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да истории.

     

       Используя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний историков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии России. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские термины, понятия, относящиеся к дан­но­му периоду.

    Ответ
Завершить вариант
Вариант 1
240 минут
на вариант из 25 вопросов
Вернуться назад
Осталось
4 часа 0 минут

Часть 1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Часть 2

20
21
22
23
24
25

Еще нет аккаунта?

Пользователям Бингоскул доступна бесплатная подготовка к ЕГЭ по всем видам ФИПИ, просмотр решений и отслеживание статистики
Регистрация

Уже зарегистрированы?

Авторизуйтесь в своей учетной записи, чтобы получить доступ к расширенным возможностям функционала сайта
Вход

Вход в систему

Регистрация

Регистрируясь, я подтверждаю своё согласие с условиями пользовательского соглашения

Активация аккаунта

Спасибо за регистрацию
Мы отправили письмо на указанный электронный адрес.
Чтобы завершить регистрацию, проверьте почтовый ящик и перейдите по ссылке в письме.