Вход   →
Осталось
4 часа
Вариант 5

Часть 1

Ответами к заданиям 1–19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). 

Скачать pdf
  1.    Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские события, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таблицу.

     

    1. Образование НАТО
    2. Ледовое побоище
    3. Судебник Ивана IV
    Ответ
  2.    Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

     

    СОБЫТИЯ ГОДЫ

    А) Создание ОВД
    Б) Ввод войск ОВД в Чехословакию и подавление «пражской весны»
    В) Создание А.Н.Туполевым первого советского реактивного самолета ТУ-104
    Г) Утверждение устава СНГ

    1) 1878 г.
    2) 1955 г.
    3) 1968 г.
    4) 1995 г.
    5) 1993 г.
    6) 1956 г.

     

       Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

     

    А Б В Г
           
    Ответ
  3.    Ниже приведён пе­ре­чень имён вид­ных представителей Либерального движения 1830-1850-х гг.. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к XIX в.

     

    1) С.С. Уваров

    2) А.И. Кошелев

    3) С.М. Соловьев

    4) А.И. Покрышкин

    5) И.С. Тургенев

    6) И.Н. Кожедуб

     

    Найдите и запишите порядковый номер , относящегося к другому историческому периоду.

    Ответ
  4.    Напишите пропущенное слово.

     

    _____________ - курс руководства СССР во главе с М.С.Горбачевым на модернизацию советской системы посредством реформирования хозяйственных, социальных, политических и идеологических структур.

    Ответ
  5.    Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ


    А) Первая мировая война
    Б) Укрепление положения дворянства в государстве в период Екатерины II
    В) Парижский мир
    Г) Либерализация общественной жизни при Александре I

    1) Указ об упразднении Тайной экспедиции
    2) стояние на реке Угре
    3) Возврат России Севастополя в обмен на турецкую крепость Карс
    4) сражение при Рымнике
    5) создание военно-промышленных комитетов
    6) Принятие Жалованной грамоты дворянству

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

    А Б В Г
           
    Ответ
  6.  Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

     

    ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ.

    А) «Впервые после того, как разразилась потрясшая весь мир русская революция, я встретилась с "..." ранней осенью 1920 г. Это было сейчас же после моего приезда в Москву, во время одного партийного заседания, — если память мне не изменяет, в Свердловском зале в Кремле. "..." показался мне не изменившимся, почти не постаревшим, я могла бы поклясться, что на нем был тот же скромный, тщательно вычищенный пиджак, который я видела на нем при первой нашей встрече в 1907 г. на всемирном конгрессе II Интернационала в Штутгарте. Роза Люксембург, отличавшаяся метким глазом художника, подмечавшим всё характерное, указала мне тогда на Ленина со словами: “Взгляни хорошенько на этого человека. Это — "...". Обрати внимание на его упрямый, своевольный череп"».

     

    Б) «Он большой любитель умозрительных, математических и механических наук и в этом не уступает никакому специалисту. Он не любит ни охоты, ни игры, ни иных подобных развлечений, а лишь серьезные дела и особенно людей, имеющих отношение к воде.

      В этой стихии он настолько неустрашим, что и тогда, когда в сильный шторм все остальные уже прощаются с жизнью, он один полностью сохраняет мужество, обычно сам берется за руль, отдает необходимые распоряжения и тем посрамляет самых лучших моряков».

     

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    1) Личность, о которой говорится в отрывке скончалась в 1922 году.

    2) Женой личности, о которой говорится во фрагменте являлась Екатерина I.

    3) В честь личности, о которой говорится в тексте, был назван город.

    4) Личность, о которой говорится во фрагменте, провел ряд реформ на «европейский лад».

    5) В данном фрагменте говорится о И.Г. Церители.

    6) В данном фрагменте говорится о В.И. Ленине.

     

       Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Ответ
  7.    Какие три из перечисленных памятников архитектуры были построены в XIX в.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

     

    1) Казанский собор в Санкт-Петербурге

    2) Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

    3) Московский Университет

    4) Белокаменный Кремль

    5) Горный институт

    6) Собор Смольного монастыря

     

    Ответ
  8.   Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

     

    А) Капитуляция южной группы немецких войск во главе с генералом – фельдмаршалом Ф. Паульсом произошла в _______ году.

    Б) Киевская наступательная операция происходила в _________ году.

    В) _______ операция – освобождения советскими войсками столицы Чехословакии.

     

    Пропущенные элементы:

    1) И.А.Флеров

    2) Пражская

    3) В.Г.Зайцев

    4) 1942

    5) Восточно-Прусская

    6) 1943

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

    А Б В
         
    Ответ
  9.    Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

     

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

    A) Н.С. Хру­щев
    Б)  Л.Д. Троцкий.
    B) Л.П. Берия
    Г)  А.А. Жданов

    1) пер­вый визит со­вет­ско­го ру­ко­во­ди­те­ля в США
    2) за­ме­сти­тель Председателя Со­ве­та министров СССР, ку­ри­ро­вав­ший работу ор­га­нов МВД, ор­га­нов госбезопасности и обо­рон­ной промышленности, в том числе атом­ный проект.
    3) захват большевиками власти
    4) член По­лит­бю­ро ЦК КПСС, от­ве­чав­ший за идеологию, ини­ци­а­тор разгрома жур­на­лов «Звезда» и «Ленинград».
    5) ми­нистр обороны СССР

     

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

    A Б В Г
           
    Ответ
  10.    Прочтите от­ры­вок и укажите, имя царя о котором идёт речь.

     

       «Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору..., но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казнённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ними связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».

    Ответ
  11.    Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

     

    Событие Дата Участник(-и)

    Со­ве­та народных комиссаров

    __________(А)

    В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий

    Битва за Москву

    __________(Б)

    ____________ (В)

    __________(Г)

    Август–декабрь 1943 г.

    Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев

    Подписание пакта о не­на­па­де­нии с СССР

    __________(Д)

    __________(Е)

     

    Пропущенные элементы:

    1) ав­густ 1939 г.
    2) ок­тябрь 1917 г.
    3) сен­тябрь 1941 г. – ап­рель 1942 г.
    4) Ге­ну­эз­ская конференция
    5) Крон­штад­ский мятеж
    6) М. В. Фрунзе
    7) И. В. Панфилов
    8) Риббентроп
    9) битва за Днепр

    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

    А Б В Г Д Е
               
    Ответ
  12.    Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля.

     

      «...Национализация земли представляется правительству гибельною для страны, а проект партии народной свободы, то есть полу- экспроприация, полунационализация, в конечном выводе, по нашему мнению, приведёт к тем же результатам, как и предложения левых партий. Где же выход? Думает ли правительство ограничиться полумерами и полицейским охранением порядка? Но прежде чем говорить о способах, нужно ясно себе представить цель, а цель у правительства вполне определённа: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, то есть деньгами. Теперь же надлежит немедленно браться за незаметную чёрную работу, надлежит сделать учёт всем тем малоземельным крестьянам, которые живут земледелием. Придётся всем этим малоземельным крестьянам дать возможность воспользоваться из существующего земельного запаса таким количеством земли, которое им необходимо, на льготных условиях......Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришёл к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чёрная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия».

     

       Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

       Запишите цифры, под которыми они указаны.

     

    1. Данное выступление относится к началу XX в.

    2. Автор выступления является сторонником ликвидации помещичьего землевладения в России.

    3. Автор выступления занимал пост председателя Совета министров Российской империи.

    4. Преобразования, которые подразумевает автор выступления, известны в истории как «реформа государственной деревни».

    5. Автор этого выступления погиб в 1911 г. в результате террористического акта.

    6. Автор данного выступления — Н.А. Милютин.

    Ответ
  13.    Назовите город, отмеченный на карте под номером «2».

    Карта

    Ответ
  14.    Назовите страну, указанную на карте под номером «1».

     

    Карта

    Ответ
  15.    Напишите название войны, показанной на карте.

     

    Карта

    Ответ
  16.   Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1) Данная война началась в 1853 году.

    2) В блокаде города, указанного под цифрой «2» участвовал флот США.

    3) Война, во время которой происходила оборона города закончилась победой Российской Империи.

    4) Государством во время обороны Севастополя руководил Ленин В.И.

    5) Оборона города, изображенного на карте, продолжалась 339 дней.

    6) Одним из командующих обороной был Нахимов П.С.

     

    Карта

    Ответ
  17.    Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры (науки) и их авторами: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

     

    ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ (НАУКИ) АВТОР РА­БО­ТЫ

    A) Современник

    Б) Вестник Европы

    B) Русский вестник

    Г) Русское богатство

    1) В.И.Вернадский

    2) М.Е.Салтыков-Щедрин

    3) М.М.Стасюлевич

    4) П.Л.Чебышев

    5) М.Н.Катков

    6) Н.К.Михайловский

       Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

    Ответ
  18.   Какие суждения о памятнике архитектуры, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

     

    1) Церковное сооружение, изображённое на фотографии, находится во Владимире

    2) Данное церковное сооружение было построено в XI столетии

    3) Церковное сооружение, изображённое на фотографии, находится в Чернигове

    4) Данное сооружение относится к церквям ортодоксального христианства

    5) В церковном сооружении, изображённом на фотографии крестилась княгиня Ольга

    Памятник архитектуры

    Ответ
  19.    Какие из нижеприведённых памятников архитектуры были построены в том же веке, что и изображённый выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

      

    Памятник архитектуры

     

     

    1) Памятник архитектуры 2) Памятник архитектуры

    3) Памятник архитектуры 4) Памятник архитектуры

    Ответ

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. 

  1.    Как называли период правление Екатерины Великой? Укажите даты ее правления.

     

    Из сочинения современного историка Е.В. Анисимова.

     

       «Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала- таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»... Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов. ...Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов... Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий. ...Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».

    Ответ
  2.    Укажите не менее двух реформ Екатерины II.

     

    Из сочинения современного историка Е.В. Анисимова.

     

       «Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала- таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»... Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов. ...Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов... Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий. ...Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».

    Ответ
  3.    Как оценивает Анисимов эпоху Екатерины II?

     

    Из сочинения современного историка Е.В. Анисимова.

     

       «Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала- таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»... Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов. ...Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов... Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий. ...Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».

    Ответ
  4.    Военная реформа была одна из самых длительных в череде великих реформ Александра 2 и заняла почти два десятилетия. Однако, благодаря умело проведенным преобразованиям, удалось создать совершенно новую армию, которая отвечала всем современным стандартам. Приведите три объяснения необходимости проведения военной реформы.

    Ответ
  5.    В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

     

       «Норманнизм — это научная теория, которая не должна была возникнуть при правильном чтении источника. С.В. Перевезенцев» 

     

      Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

    Ответ
  6.    Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

    1) 1054-1097;

    2) 1726-1730гг.;

    3) 1985-1991гг.

     

       В со­чи­не­нии необходимо:

    – ука­зать не менее двух со­бы­тий (явлений, процессов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду истории;

    – на­звать две ис­то­ри­че­ские личности, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фактов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (явлениях, процессах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии России;

    – ука­зать не менее двух причинно-следственных связей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да истории.

     

       Используя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний историков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии России. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские термины, понятия, относящиеся к дан­но­му периоду.

    Ответ
Завершить вариант
Вариант 5
240 минут
на вариант из 25 вопросов
Вернуться назад
Осталось
4 часа 0 минут

Часть 1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Часть 2

20
21
22
23
24
25

Еще нет аккаунта?

Пользователям Бингоскул доступна бесплатная подготовка к ЕГЭ по всем видам ФИПИ, просмотр решений и отслеживание статистики
Регистрация

Уже зарегистрированы?

Авторизуйтесь в своей учетной записи, чтобы получить доступ к расширенным возможностям функционала сайта
Вход

Вход в систему

Регистрация

Регистрируясь, я подтверждаю своё согласие с условиями пользовательского соглашения

Активация аккаунта

Спасибо за регистрацию
Мы отправили письмо на указанный электронный адрес.
Чтобы завершить регистрацию, проверьте почтовый ящик и перейдите по ссылке в письме.