Вход   →
Задание 3

Определение лексического значения слова

 

За правильное выполненное задание сможешь получить 1 балл

 

Теория к заданию 3 по русскому языку: Определение лексического значения слова.

 

Алгоритм выполнения задания 3 ЕГЭ по русскому языку:

  1. Внимательно прочитайте задание и найдите указанное предложение.
  2. Поочерёдно подставьте вместо слова в предложение лексические толкования.
  3. Если предложение не потеряло своей смысл — ответ верен.

 

Как правильно выполнить задание:

  1. Внимательно вдумайтесь в каждое представленное значение слова
  2. Обратите внимание на примеры, данные по каждому заданию
  3. Прочитайте предложение с нужным словом, причем обязательно в контексте (1-2 предложения до и после)
  4. Соотнесите смысл предложения в задании со смыслом предложений, которые даны в примерах
  5. Найдите наиболее подходящее значение

 

Обратите внимание при подготовке

  • В толковом словаре русского языка Ефремовой насчитывается более 140 тысяч слов, Ожегова - 70 тысяч, поэтому заучивать смысла нет. 
  • Слова могут иметь несколько значений: одни выражают только единственное лексическое значение, другие — несколько лексических значений. Из списка значений необходимо выбрать такое, которые использовано в представленном контексте.
  • Для успешного выполнения задания нужно уметь анализировать.

Задачи для тренировки

  1.    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

     

    ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, -я, м.

    1. Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.
    2. Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок — п. северной флоры.
    3. Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.
    4. Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.
    Показать дополнительный текст

    1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор — процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<...> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

    Ответ
    Проверить

    Решение
    Авторизуйтесь, чтобы увидеть решение.
  2.    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЩЕСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

     

    ОБЩЕСТВО

    1. Группа людей, объединенных общими интересами. Общество собаководов.
    2. Коммерческая организация. Открытое акционерное общество.
    3. Исторический этап развития человечества. Средневековое общество.
    4. Группа совместно находящихся людей. Она была в обществе интересных собеседников.
    Показать дополнительный текст

    (1) К сожалению, в современном обществе сама идея воспитания детей зачастую отсутствует. (2) Некоторые из них сами собой «выращиваются», проходят через влияние окружающего мира, поддаются многим «соблазнам». (3) (…) они потом могут стать наркоманами, алкоголиками, совершить множество безумных поступков.

    Ответ
    Проверить

    Решение
    Авторизуйтесь, чтобы увидеть решение.
  3.    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИНЯТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

     

    ПРИНЯТЬ

    1. Употребить что-либо. Пациент принял лекарство.
    2. Воспринять какую-либо информацию. Алена приняла это известие без слез.
    3. Включить в какую-то группу людей. Они тебя с радостью примут в свою компанию.
    4. Вынести решение. Госдума приняла очередной закон о правах потребителей.
    Показать дополнительный текст

    1) Англия печально известна своим смогом, который появился из-за широкого использования угля в частных домах и на фабриках. 2) Необычайная плотность смога в Лондоне в 1952 году вызвала гибель около 4000 человек, тем самым заставив людей задуматься о проблеме загрязнения воздуха. 3) (…) в 60-е и 70-е годы были приняты законы, согласно которым использование открытого огня, питающегося углем, в районе города было запрещено.

    Ответ
    Проверить

    Решение
    Авторизуйтесь, чтобы увидеть решение.
  4.    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАЩИТНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

     

    ЗАЩИТНИК

    1. Тот, кто оберегает кого-либо. Защитник принцессы.
    2. Тот, кто защищает что-либо. Защитник крепости.
    3. Участник судебного процесса. Защитник не убедил судью.
    4. Участник спортивной игры. Защитник помог вратарю.
    Показать дополнительный текст

    1) Собаки – преданные друзья и защитники своих хозяев, не способные причинить им боль.2) (…) нужно помнить, что собака может постороннего человека воспринять как угрозу своему хозяину.3) Именно поэтому и существует закон, запрещающий выгуливать своих питомцев без намордников.

    Ответ
    Проверить

    Решение
    Авторизуйтесь, чтобы увидеть решение.
  5.  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛОД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

     

    ПЛОД

    1. Часть растения, содержащая семена. Уже поспели плоды кедра – шишки.
    2. Детеныш в период внутриутробного развития. Витамины для безопасного развития плода.
    3. Съедобная часть растений. Кислый плод.
    4. Результат деятельности. Плоды стараний.
    Показать дополнительный текст

    1) Яблоки - одни из самых полезных для организма фруктов, которые люди выращивают с древних времен.2) Эти сладкие плоды могут быть различных сортов и окрасов, что даёт возможность каждому подобрать именно такие яблоки, которые будут ему по вкусу.3) (…) с яблоками связано огромное количество историй и легенд, например, говорят, что Исааку Ньютону пришла идея о силе притяжения, когда на его голову упало яблоко.

    Ответ
    Проверить

    Решение
    Авторизуйтесь, чтобы увидеть решение.
  6.   Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИВОДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

     

    ПРИВОДИТЬ

    1. Помогать добраться до определенного места. Привести сестру в школу.
    2. Спровоцировать определенные последствия. Алкоголь приводит к циррозу печени.
    3. Упоминать что-либо. Она привела убедительные аргументы в свое защиту.
    4. Выполнять определенные преобразования. Приводить к общему знаменателю.
    Показать дополнительный текст

    1) Проблема вырубки лесов приводит ко множеству негативных последствий, например, парниковому эффекту.2) (…) древесина – достаточно дорогостоящий товар, который всегда востребован на мировом рынке. 3) Поэтому, к сожалению, каждый год уничтожается более 13 миллионов гектаров леса.

     
    Ответ
    Проверить

    Решение
    Авторизуйтесь, чтобы увидеть решение.
Пройти тест
Задание 1. Определение главной информации текста Задание 2. Средства связи предложений в тексте Задание 3. Определение лексического значения слова Задание 4. Постановка ударения Задание 5. Употребление паронимов Задание 6. Морфологические нормы (образование форм слова) Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления Задание 8. Правописание корней Задание 9. Правописание приставок Задание 10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) Задание 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий Задание 12. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи Задание 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов Задание 14. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи Задание 15. Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении Задание 16. Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах Задание 17. Знаки препинания в предложениях с вводными словами Задание 18. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении Задание 19. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи Задание 20. Лексические нормы Задание 21. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста Задание 22. Функционально-смысловые типы речи Задание 23. Лексическое значение слова Задание 24. Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте Задание 25. Языковые средства выразительности Задание 26. Сочинение

Еще нет аккаунта?

Пользователям Бингоскул доступна бесплатная подготовка к ЕГЭ по всем видам ФИПИ, просмотр решений и отслеживание статистики
Регистрация

Уже зарегистрированы?

Авторизуйтесь в своей учетной записи, чтобы получить доступ к расширенным возможностям функционала сайта
Вход

Вход в систему

Регистрация

Регистрируясь, я подтверждаю своё согласие с условиями пользовательского соглашения

Активация аккаунта

Спасибо за регистрацию
Мы отправили письмо на указанный электронный адрес.
Чтобы завершить регистрацию, проверьте почтовый ящик и перейдите по ссылке в письме.