Определение лексического значения слова

За правильное выполненное задание сможешь получить 1 балл.

Теория к заданию 3 по русскому языку: Определение лексического значения слова.

Алгоритм выполнения задания 3 ЕГЭ по русскому языку:

  1. Внимательно прочитайте задание и найдите указанное предложение.
  2. Поочерёдно подставьте вместо слова в предложение лексические толкования.
  3. Если предложение не потеряло своей смысл — ответ верен.

Как правильно выполнить задание:

  1. Внимательно вдумайтесь в каждое представленное значение слова
  2. Обратите внимание на примеры, данные по каждому заданию
  3. Прочитайте предложение с нужным словом, причем обязательно в контексте (1-2 предложения до и после)
  4. Соотнесите смысл предложения в задании со смыслом предложений, которые даны в примерах
  5. Найдите наиболее подходящее значение

Обратите внимание при подготовке:

  • В толковом словаре русского языка Ефремовой насчитывается более 140 тысяч слов, Ожегова - 70 тысяч, поэтому заучивать смысла нет.
  • Слова могут иметь несколько значений: одни выражают только единственное лексическое значение, другие — несколько лексических значений. Из списка значений необходимо выбрать такое, которые использовано в представленном контексте.
  • Для успешного выполнения задания нужно уметь анализировать.

Видеоуроки

Задачи для тренировки

Задача №1

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИВОДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИВОДИТЬ

  1. Помогать добраться до определенного места. Привести сестру в школу.
  2. Спровоцировать определенные последствия. Алкоголь приводит к циррозу печени.
  3. Упоминать что-либо. Она привела убедительные аргументы в свое защиту.
  4. Выполнять определенные преобразования. Приводить к общему знаменателю.
Показать дополнительный текст

1) Проблема вырубки лесов приводит ко множеству негативных последствий, например, парниковому эффекту. 2) (…) древесина – достаточно дорогостоящий товар, который всегда востребован на мировом рынке. 3) Поэтому, к сожалению, каждый год уничтожается более 13 миллионов гектаров леса.

Задача №2

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДРЕВНОСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДРЕВНОСТЬ

  1. Старина какого-либо объекта. Украшение древности.
  2. То, что было очень давно. В древности жили додо.
  3. Древнегреческая или древнеримская цивилизация. Аристотель жил в древности.
  4. Памятник прошлого. Музей древностей.
Показать дополнительный текст

1) Все мы знаем, что черная редька – невероятно горький овощ. 2) В древности из-за необычного вкуса ее даже называли «овощем покаяния». 3) (…), раньше считалось, что при поедании этого корнеплода человек проходил обряд очищения.

Задача №3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НАБИРАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НАБИРАТЬ

  1. Печатать что-либо. Набирать текст.
  2. Собирать что-то целое из различных частей. Набирать хоккейную команду.
  3. Увеличивать количество чего-либо. Набирать скорость.
  4. Вбирать в себя. Набирать опыт.
Показать дополнительный текст

1) Столь привычные нам всем обои были изобретены в Китае во II веке н.э. 2) Затем они стали популярны и в Японии, а после распространились по всему миру. 3) С тех пор их популярность с каждым годом только набирает обороты.

Задача №4

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИАЛ

  1. Разновидность ткани. Красивый материал.
  2. Основа для изготовления чего-либо. Железный материал.
  3. Основа для создания научного исследования. Исторический материл.
  4. Информация, взятая за основу обучения. Ученик не усвоил материал урока.
Показать дополнительный текст

1) Раньше сургучные печати использовались для пломбировки ценных писем, посылок и бандеролей. 2) (…) ломкости материала их невозможно было тайно открыть. 3) Поэтому сургучные печати и получили широкое распространение в почтовой службе.

Задача №5

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАРКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАРКА

  1. Небольшой бумажный клейкий документ. Красивая марка.
  2. Торговый знак. Марка «Лада».
  3. Качество товара. Марка вина.
Показать дополнительный текст

1) Покупка марки представляет собой определенную меру платы за работу почты. 2) (…), количество и стоимость марок соответствуют месту назначения и скорости отправки посылок. 3) Адресат может сразу купить определенное число различных марок и клеить их по мере необходимости отправки чего-либо, поэтому эта система является наиболее удобной для оплаты услуг почты.

Пройти тест

Начать