Вход   →
Тест к заданию 21

За­да­ние на ана­лиз источников

20 минут
на тест из 5 вопросов
Вернуться назад
Осталось
20 минут
Тест к заданию 21

За­да­ние на ана­лиз источников

  1.    Как Вы понимаете выражение «глобальные проблемы человечества»? Существовали ли глобальные проблемы до ХХ века? Обоснуйте свою точку зрения аргументами и конкретными примерами.

    Показать дополнительный текст

      Голубь мира — выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира. Первый Всемирный конгресс сторонников мира проходил в 1949 году в Париже и Праге. Эмблема этого конгресса была нарисована Пабло Пикассо, на ней изображён белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Но и само выражение, и изображение голубя мира появились гораздо раньше. Выражение восходит к библейскому рассказу о голубе, принёсшем Ною в ковчег ветвь маслины (Бытие, 8: 10—11). Существует традиция выпускать белых голубей как символ мирных намерений.

     Угроза применения ядерного оружия обостряется в условиях расширения деятельности международных террористических организаций, которые уже не только проводят кровавые теракты в отдельных странах, но и развязывают войны уже и регионального характера. Так на территории Сирии и Ирака в последние годы развернуло боевые действия «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), появившееся в 2006 году. Массовые убийства, уничтожение памятников культуры общечеловеческого значения, распространение паники и страха, захват заложников и шантаж властей, торговля наркотиками и оружием, подавление любого инакомыслия – неотъемлемые спутники террористов. 2001 год ознаменован невиданной до тех пор по масштабам террористической атакой на США. В 2004 году Россию потрясло известие о захвате террористами детей в школе Беслана (Северная Осетия).

      Современным людям необходимо понять, что нельзя решать политические проблемы на основе экстремизма, политики силы, разжигания ненависти между народами, провоцирования вражды представителей разных религиозных групп.

      Проблема терроризма относится к глобальным проблемам. Но существуют также и иные глобальные и не глобальные мировые проблемы. Так, к социальным проблемам можно отнести детскую смертность, голод, нищету и неграмотность в ряде стран мира (в первую очередь в странах Африки). Прозрачность границ и постоянные перемещения людей по миру способствуют масштабным эпидемиям болезней, периодически вспыхивающим в разных точках планеты. Лихорадка Эболы, птичий грипп, СПИД и разного рода вирусы эпизодически заставляли страны мира ограничивать поток туристов и закрывать свои границы, вводить специальные медицинские кордоны и тщательно осматривать всех приезжающих. Наркомания и алкоголизм в своих разных проявлениях также становятся подлинным бедствием современной цивилизации.

       Демографические проблемы заключаются в общем неуклонном росте населения Земли, которое в экономически бедных регионах мира грозит взрыву недовольства. Громадный разрыв в уровне жизни, существующий между высокоразвитыми современными странами и бедными государствами условно по географическому признаку именуют проблемой «Север – Юг». Уже сегодня тысячи беженцев из Африки и Азии любыми способами пытаются доплыть до берегов южной Европы, чтобы просить убежища и еды. Масса нелегальных мигрантов создает взрывоопасную обстановку и обостряет социальную напряженность в Италии, Испании и Франции, которых в большей степени это коснулось. При этом в ряде экономически благополучных стран идет старение населения и постепенное размывание коренных жителей.

      К экономическим проблемам можно отнести истощение природных ресурсов в результате их хищнического использования, техногенные катастрофы, огромную пропасть между богатыми и бедными странами.

       Главным врагом человека нередко является он сам. Поэтому и решение проблем находится в его руках. В последние годы в России школьники стараются внести свой вклад в улучшение окружающей жизни, участвуя в социальных проектах и добровольческих акциях. Они помогают детям-сиротам, очищают рощи и реки, устраивают общие праздники, обращаются со своими гражданскими инициативами к представителям властей. Только общими усилиями и общей заинтересованностью мир может решать глобальные проблемы ради благополучия всех людей на планете Земля.

    (О глобальных проблемах…)

    Ответ
  2.    Какие важные требования, на взгляд автора, можно выделить для причисления индивида к определенной этнической группе? Что вы можете добавить?

    Показать дополнительный текст

      Глобальный мир требует от стран и народов не только взаимодействия и сотрудничества, но и заботы о сохранении своей непохожести, культурной уникальности и гражданской целостности. Характерная черта любой этнической группы - то, что она сама классифицирует себя как отдельную группу, имеющую собственную культуру, которую она всеми способами стремится сохранить. Здесь каждый человек ощущает свою этническую идентичность – относит себя к определенной этнической общности и разделяет ее значимые ценности. Нередко такой шаг требует выбора – например, от детей в межэтнических браках или мигрантов, покинувших родные края.

      Можно выделить несколько важных требований для причисления индивида к определенной этнической группе. Центральным является собственное желание индивида принадлежать общности, его самоопределение и причисление себя к тому или иному народу, которое имеет название, признаваемое всеми. Другая значимая характеристика - наличие родственных связей, общих корней членов какой-либо группы населения. Как правило, родители и предки большинства членов этнической группы входят в нее на основе унаследованной из поколения в поколение принадлежности к народу. Другие члены группы вошли в нее через брак. Однако в современном мире кровное родство все больше уступает место личным стремлениям самого индивида и его выбору.

      Вместе с этим существует и гражданская (национальная) идентичность - осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющие для индивида значимый смысл. Она воплощается в национальном самосознании - совокупности взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.

      Для каждого современного государства одной из ключевых задач стабильного развития в будущем является поиск удачного сочетания этнической и гражданской идентичности граждан, их готовность жить и работать вместе, не теряя своих исторических корней и культурных особенностей, вырабатывая общие ценности и значимые идеи.

    Ответ
  3.    Как автор определяет совесть? Дайте собственное определение.

    Показать дополнительный текст

       Когда люди уверяют, будто они безразличны к тому, что о них думают, они по большей части себя обманывают. Обычно они поступают, как им вздумается, в надежде, что никто не прознает об их чудачествах, иногда же они поступают вопреки мнению большинства, ибо их поддерживает признание близких. Право же, нетрудно пренебрегать условностями света, если это пренебрежение – условность, принятая в компании ваших приятелей. В таком случае человек проникается преувеличенным уважением к своей особе. Он удовлетворен собственной храбростью, не испытывая при этом малоприятного чувства опасности. Но жажда признания – пожалуй, самый неистребимый инстинкт цивилизованного человека. Никто так не спешит набросить на себя покров респектабельности, как непотребная женщина, преследуемая злобой оскорбленной добродетели. Я не верю людям, которые уверяют, что в грош не ставят мнения окружающих. Это пустая бравада. По сути дела, они только не страшатся упреков в мелких прегрешениях, убежденные, что никто о таковых не прознает…

       Я полагаю, что совесть – это страж, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. Она – полицейский в наших сердцах, поставленный, чтобы не дать нам нарушить закон. Шпион, засевший в главной цитадели нашего «я». Человек так алчет признания, так безумно страшится, что собратья осудят его, что сам торопится открыть ворота своему злейшему врагу; и вот враг уже неотступно следит за ним, преданно отстаивая интересы своего господина, в корне пресекает малейшие поползновения человека отбиться от стада. И человек начинает верить, что благо общества выше личного блага. Узы, привязывающие человека к человечеству, - очень крепкие узы. Однажды уверовав, что есть интересы, которые выше его собственных, он становится рабом этого своего убеждения, он возводит его на престол и под конец, подобно царедворцу, раболепно склонившемуся под королевским жезлом, что опустился на его плечо, еще гордится чувствительностью своей совести. Он уже клеймит самыми жестокими словами тех, что не признают этой власти, ибо теперь, будучи членом общества, он сознает, что бессилен против них… 

    Ответ
  4.    Какие причины абсентеизма названы автором? Какие еще причины вы можете назвать?

    Показать дополнительный текст

       Во многих странах существует проблема абсентеизма (от лат. absentia-отсутствие) - уклонения избирателей от участия в голосовании на выборах. Она есть практически везде - и в развитых демократических государствах, и в странах с низким уровнем жизни граждан. Конечно, можно просто заставить силой приходить голосовать. И так делается в ряде стран с разной степенью жесткости. Сегодня даже некоторые демократические государства устанавливают наказания в виде штрафа (например, в Бельгии и Италии). Однако, как правило, голосовать или нет решает каждый гражданин сам, и нередко получается, что дорогостоящая избирательная кампания объявляется недействительной из-за того, что в выборах не приняло участия необходимое количество граждан (в России обычно устанавливается обязательность участия не менее 25% граждан, имеющих право голоса). Приходится заново выделять средства и проводить избирательную кампанию вторично. Расходы, естественно, несем все мы, налогоплательщики, а значит будет меньше денег выделено на образование, коммунальное обслуживание, развитие транспорта и т.п. Почему же так происходит?

       Причины абсентеизма могут быть разными:

       1. Полное равнодушие к политической жизни, стремление решать личные вопросы, не задумываясь о делах государства. Следует признать, что такие люди живут в мире иллюзий, так как нельзя “уйти” от политики, а если к власти придет правительство агрессоров, то не сами они будут воевать и терпеть все лишения, а простые люди и их дети. Обычно эта причина характерна для развитых демократических стран, где граждане уверены в своем будущем и сохраняется определенная стабильность. Вместе с тем не стоит забывать, что многое может измениться при равнодушии граждан.

       2. Разочарованность граждан в результате утраты доверия к претендентам на власть и политическим организациям. Такое случается, когда падает уровень жизни, а реформы не дают быстрых результатов, а также в случаях коррупции властей, повсеместных злоупотреблений чиновничества. У избирателей создается ощущение, что любой представитель власти заботится только о личной выгоде, но не задумывается об интересах народа. Как правило это происходит тогда, когда значимость результатов выборов для граждан практически незаметна, а изменения во властных структурах касаются только персонального состава, а не качественных характеристик. Все это приводит к укреплению в сознании людей стойкого скептицизма по поводу возможности повлиять на политику в принципе.

       3. Неумение делать компетентный выбор и исходящая отсюда неуверенность в его правильности. Граждане должны не только иметь желание, но и обладать определенными знаниями и умениями, связанными с избирательным процессом.

      В каждом конкретном случае причины неприхода граждан на выборы могут быть самыми разнообразными, но по поводу последствий абсентеизма у политологов имеются противоположные суждения. Если одни видят в этом процесс разрыва власти и простых людей, проявления самоуспокоенности и пассивности, то находятся и те, которые видят в отказе от волеизъявления доверие граждан политическим лидерам, свидетельство интенсивной светской жизни при многочисленных возможностях для развлечений. Наконец, есть и те, кто заявляет, что на выборы должны приходить только заинтересованные и активные граждане, а выбор в данной ситуации становится более квалифицированным и компетентным.

    (Политическое неучастие (абсентеизм).

    Ответ
  5.    Назовите, по мнению автора, первое и основное условие каждой диктатуры. Что вы понимаете под диктатурой?

    Показать дополнительный текст

       Проблема централизации и децентрализации государственно­го управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному в зависимости от обстоятельств, потребностей и ситуации народа и государства. Решающими тут являются состав населения, географические условия, условия эко­номические, а сегодня зачастую и культурные условия. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстает в некоторых государствах как федерализация, в других - как автономизация, в-третьих - как простая местная децентрализация и целесообразное разделение ком­петенций между исполнительными и законодательными органами центральными и местными. Кое-где к этому вынуждает вопрос раз­нородного состава населения, в других случаях - чересчур большая территория, в-третьих - культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом децентрализации являются исторические тра­диции и пережитки прошлого в государственном управлении, обу­словленные тем, как государства образовались или расширялись за счет разных провинций и новых территорий...

       Жесткая централизация - это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу чер­пает из нравственного осознания и свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому. Ло­кальное свободное самоуправление, коммунальное и городское, до­статочная децентрализация управления и законодательной власти в провинциальных или земских единицах является и всегда будет условием правильного функционирования по-настоящему демокра­тического режима. Это относится ко всем государствам, большим и малым, насколько это отвечает их географическому, экономическо­му и культурному положению...

    (Бенеш Э. «Демократия сегодня и завтра»)

     

    Ответ
Закончить тест
Осталось
20 минут

Задания теста

1
2
3
4
5

Еще нет аккаунта?

Пользователям Бингоскул доступна бесплатная подготовка к ЕГЭ по всем видам ФИПИ, просмотр решений и отслеживание статистики
Регистрация

Уже зарегистрированы?

Авторизуйтесь в своей учетной записи, чтобы получить доступ к расширенным возможностям функционала сайта
Вход

Вход в систему

Регистрация

Регистрируясь, я подтверждаю своё согласие с условиями пользовательского соглашения

Активация аккаунта

Спасибо за регистрацию
Мы отправили письмо на указанный электронный адрес.
Чтобы завершить регистрацию, проверьте почтовый ящик и перейдите по ссылке в письме.