Самообразование – самостоятельное освоение индивидом навыков, способностей, умений, без помощи специалистов.
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства (из закона РФ «Об образовании»)
Принципы государственной политики в сфере образования
(закон «Об образовании»)
- приоритетность образования;
- обязательность общего базового образования;
- осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;
- доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
- преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования;
- национально-культурная основа образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
- демократический характер управления образованием;
- светский характер образования.
Функции образования
- Передача ценностно-нормативной базы.
- Усвоение и передача культурных особенностей этноса.
- Социализация – представлена ознакомлением и принятием господствующих норм и ценностей в социуме, с их дальнейшим выполнением. Помимо этого, образование является каналом социальной мобильности.
- Селекция членов социума.
- Экономическая – предоставляет профессиональное направление индивиду, формирует профессиональную структуру социума.
- Социальный контроль.
Тенденции развития образования
- Демократизация (в связи с ликвидацией безграмотности в ряде стран – образование становится доступней большему населению, хоть и присутствует разделение по учреждениям)
- Рост продолжительности образования (для углубления в специфику дисциплин срок обучения увеличивается)
- Непрерывное образование (в нынешних условиях развития – индивиду необходимо быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, владеть новейшими технологиями)
- Гуманизация образования (переход на мягкий тип образования, акцент учителей и школы ставится на личность учеников: способности, потребности и особенности)
- Интернационализация (единая система образования для разных государств)
- Компьютеризация (использование, в процессе обучения, современных технологий и глобальной сети)
Виды образования
Образование разделяется на общее, профессиональное и дополнительное. Дополнительно выделяют уровни образования:
- Дошкольное;
- Начальное общее;
- Основное общее (неполное среднее);
- Среднее общее (полное среднее);
- Среднее профессиональное;
- Высшее:
- бакалавриат, специалитет;
- магистратура;
- аспирантура, ординатура.
Общее образование представлено базовыми знаниями, требуемыемыми для понимания явлений действительности, участия в жизнедеятельности общества. В процессе школьного обучения происходит социализация – знакомство и принятия действующих ценностей, норм, правил, морали.
Профессиональное образование – ставится упор на специализированные области жизнедеятельности (культурная, экономическая, политическая). В ходе происходит усвоение узконаправленных знаний, практических умений в выбранной сфере.
Обучение может проходить в очной, очно-заочной, заочной форме. Дополнительно также выделяют семейное образование, самообразование и экстерн.
Смотрите также:
Как вы считаете, материал был полезен?