Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Рынок – вид экономических отношений субъектов рынка, обладающих товаром и финансовыми средствами, основывается на согласии двух сторон. Свободный рынок – система, регулирующая структуру рынка без дополнительного вмешательства извне. Свободному рынку присущи участники экономического действия, их доступ в рынок, мобильность, ни один субъект не может прямо влиять на другого.

Факторы, отвечающие за формирование рынка: потребность в чём-либо, наличие частной собственности, разделение трудовой деятельности. В совокупности факторов, продукт превращается в товар, утоляющий потребности людей. Получить товар можно эквивалентно (отдать что-либо взамен, чаще деньги).

Институты рынка – принятые ценности и правила поведения хозяйственной деятельности. К рынку относят следующие институты: 

  • Частная собственность;
  • Свобода предпринимательства;
  • Личностный интерес трудовой деятельности;
  • Конкуренция;
  • Установление цен на базе спроса и предложений;
  • Невмешательство государства.

Конъюнктура рынка – экономические условия, обуславливающие процесс реализации товара и услуг.

Функции рынка

Функции рынка


1) Совершенная конкуренция – борьба производителей, где каждой стороне принадлежит малый процент производства товара в сравнении с объёмами рынка, что не даёт отдельно взятому производителю занять доминирующую позицию на рынке, устанавливая собственные цены. Конкуренция – соперничество двух субъектов рыночного хозяйства за условия реализации товара и увеличения прибыли.

Несовершенная конкуренция – доминирующее положение нескольких производителей на рынке, которым принадлежит большая часть производства продукта, благодаря этому, получают возможность ставить собственные цены.

2) Рынок совершенной конкуренции: наличие конкурирующих производителей, предлагающих товары для удовлетворения одной и той же потребности, но различны по ценовой категории.

Монополистическая конкуренция: наличие конкурирующих производителей, предлагающих товары для удовлетворения одной и той же потребности, но различны по ценовой категории.

Представленный вид конкуренции отличается от монополии. Монополия – право на производство товара принадлежащее всецело одному физическому лицу или группе лиц, реже государству.

Олигополия: производство товара одинакового назначения нескольких конкурирующих производителей. Фирма сама определяет цены продукта.

Инфраструктура рынка – комплекс предприятий, институтов, организаций, обслуживающих поток товара; услуг, финансов и рабочей силы. Инфраструктура представлена биржами и институтами, обрезывающих одно целое.

Биржа – организация, принадлежащая государству или акционерным организациям, дающая помещения, гарантии и информационные услуги для осуществления сделок с товарами. Маклер – лицо, за которым закреплено место на рынке, осуществляет сделки за свой счёт и от своего имени. Брокер – посредник, заключающий сделки от своего имени за счёт финансирования клиента. Дилер – лицо, закрепляющее место на бирже; заключает контракты от своего имени и за свой счёт, осуществляет установление цен продавца и цен покупателей на продукт. Товарная биржа – рынок, реализующие крупные партии. Большее количество заключаемых сделок на биржах представлены фьючерсными сделками. Фьючерсный контракт – согласование и закрепление цены на товар, реализуемых в будущем. Фондовая биржа – осуществляется купля-продажа бумаг, представляющих ценность. Валютная биржа – купля-продала иностранной валюты. Биржа труда – организация, предоставляющая рынку безработных, способствуя дальнейшему трудоустройству. 

Рыночный механизм – совокупность базовых единиц рынка: спрос и предложение, цена, конкуренция; взаимодействие между продавцом и покупателем; распределение продукта посредствам экономических законов рынка (спрос и предложение, изменение цены и т.д.)

Элементы рыночного механизма:

  1. Субъекты, представленные продавцами, покупателями, посредниками и т.д.
  2. Объекты – многообразие товаров, представленных на рынке.
  3. Экономические связи субъектов, проявляющиеся в конкуренции.
  4. Информация о принятии решений.
  5. Ценообразование.

Спрос и предложение регулируют производимый продукт, объёмы и цену. За счёт цены принимаются решения об увеличении или уменьшении товара.

Признаки свободного рынка:

  1. Производители независимо выбирают продукты и производство.
  2. Покупатель принимает самостоятельное решение о приобретении того или иного продукта.
  3. Нерегулируемость цены позволяют установить спрос и предложение.

Спрос – желание покупателя приобрести определённый товар по определённой цене в требуемый промежуток времени Величина спроса – объём товара, который приобретёт покупать в определённой срок. Виды спроса: индивидуальный, рыночный, потребительский, на факторы производства.

Факторы, влияющие на спрос: вкусы покупателей, реклама доступность, полезность и цена.

Предложение – продажа продукта по определённой цене в определённое время. Величина предложения – готовность продавца реализовать продукт по определённой цене в определённый срок.

Неценовые факторы предложения: цены на сырьё, государственные налоги, конкурентная цена, количество продавцов, технология производства.

Рынок формирует две ценовые категории: цена спроса и цена предложения. 

Закон спроса чем больше цена на товар – тем меньше людей готовы его приобрести, чем ниже цена – тем больше людей, готовых приобрести товар.
Закон предложения величина предложения увеличивается, если цена продукта возрастает и наоборот.

Равновесная цена – совпадения объёмов спроса и производства продукта. 

Эластичность спроса по ценовой категории -  показатель, определяющий зависимость изменения цен и объёмов спроса. К таким товарам можно отнести предметы роскоши (телевизор, компьютер). Продукция неэластичного спроса – медикаменты, одежда. Продукты не влияющие на бюджет семьи – средства гигиены, канцелярия. 

25 октября 2019, 14:07

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.