25.10.2019

Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг

Развитие советской культуры во второй половине XX века

После победы в Великой Отечественной войне сформировалось поколение граждан, умеющих брать на себя ответственность, имеющих свое мнение, и умеющих самостоятельно принимать решения. Такие граждане представляли угрозу для советского правительства. Выход был найден в системе тоталитарного контроля.

Особенности развития культуры

Начиная со второй половины 20 века первостепенной задачей правительства стала борьба с отклонениями от идеи «соцстроительства». Партия сильно давила на граждан. Контроль был настолько велик, что многих людей уже мало интересовала духовная жизнь, даже сферы искусства и науки. Учитывая влияние ситуации в стране, вокруг этих сфер разворачивались массовые дискуссии. На самих деятелей различных духовных сфер это влияло негативно.

После прихода к власти Хрущева наблюдается изменение ситуации в лучшую сторону. Этот период назывался эпохой Оттепели. Характеризовался он относительной свободой в культурной сфере. Ослабление контроля правительства было существенным. Это оживило культуру и творчество в стране. Но это оживление носило временный характер.

В середине 1970-х годов правительство снова вернулось к прошлым мерам. Для этого была введена система госзаказов, цензура возросла. Также правительство ограничивало возможность советских граждан ознакомиться с зарубежной культурой.

Выделяемые финансовые средства на развитие культуры в этот период постоянно увеличивались. Но высоких достижений не было.

Наука

Одним из главных научных достижений периода является создание ядерного оружия в 1949 году Курчатовым и Капицей.

Главное направление науки во второй половине XX века – космонавтика. Также проводились исследования в авиации, аэрогидродинамике. Была создана орбитальная станция «Салют», ракетоносители «Протон».

Были достижения и в сфере программирования. Например, Конторовичем были созданы основы линейного программирования.

Получили Нобелевскую премию:

  1. В 1956 году Семёнов за исследование химических цепных реакций.
  2. В 1962 году Ландау – теория жидкого гелия.
  3. В 1964 году Басов и Прохоров за труды по радиоэлектронике и создание лазера.

Нельзя забыть про главное достижение в космонавтике. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории человечества совершил полёт в космос.

Литература

Развитие литературы происходило в следующих направлениях:

  1. В стиле «деревенская проза» писали Распутин, Залыгин, Шукшин, Можаев.
  2. Новый взгляд на события Великой Отечественной войны предоставили некоторые писатели. Подобная стилистика наблюдалась в произведениях Васильева «А зори здесь тихие», Бондарева «Горячий снег», Быкова «Сотников».
  3. Гамзатов, Искандер, Айтматов писали в стиле национальной литературы.
  4. Популярность стала набирать фантастика. Например, произведения братьев Стругацких.

Также популярны были и другие писатели:

  • Астафьев;
  • Трифонов;
  • Абрамов.

Их произведения имели высочайший художественный и нравственный уровень. Однако они печатались в журнале «Самиздат» - машинописный журнал, в котором публиковали свои произведения писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях.

Интересно, что именно литература раньше других областей в эпоху оттепели отреагировала на изменения в стране. У граждан появился массовый интерес к поэзии. Стали популярные поэты-шестидесятники:

  • Рождественский;
  • Ахмадулина;
  • Вознесенский;
  • Евтушенко.

В политехническом музее Москвы проходили поэтические вечера.

Советская власть против литературы

Периодически творческие деятели всё равно подвергались травле. С этим столкнулся Борис Пастернак. В 1955 году он закончил написание романа «Доктор Живаго». Издания СССР отказались принять рукопись. Роман всё-таки был опубликован, но за рубежом. В результате в 1958 году Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе. Советскому правительству это не понравилось и оно потребовало, чтобы писатель отказался от награды . Его исключили из Союза писателей СССР, обвинили в антинародности и презрении к людям. В результате такой жесткой травли Пастернак отказался от награды. Конфликт губительно сказался на его здоровье, и в 1960 году писатель умер.

Еще одним писателем, оказавшимся под травлей государства, стал Александр Исаевич Солженицын. Многие его произведения печатались за рубежом. Это тоже не устраивало советское правительство. В 1969 году Солженицына исключили из Союза писателей. В 1970 году ему также была присуждена Нобелевская премия за написание романа «Архипелаг ГУЛАГ». Травля привела к тому, что писателю пришлось эмигрировать из страны.

Также советское правительство не устроили стихи Иосифа Бродского. Правительство считало, что они обладали «эстетической независимостью». Травля была организована в прессе. Сам Бродский был арестован. Его осудили на 5 лет ссылки в 1964 году. Официальная причина ссылки – «за тунеядство».

В его защиту выступали многие поэты и писатели:

  • Чуковский;
  • Паустовский;
  • Маршак;
  • Ахматова;
  • Твардовский.

В 1972 году после ссылки Бродский эмигрировал в Америку. В 1987 году он получил Нобелевскую премию уже как гражданин США.

Также из-за вынужденной миграции пострадали:

  • Аксёнов «Остров Крым», «В поисках грустного бэби»;
  • Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»;
  • поэт Коржавин.

Иммиграция коснулась не только поэтов и писателей. Также пришлось уехать из страны деятелем и других сфер культуры.

Писатели, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у правительства:

  • Трифонов;
  • Распутин;
  • Белов;
  • Астафьев.

Произведения этих авторов касаются нравственной тематики.

Театр и кино

Во второй половине XX века развитие получило и эстрадное искусство. Значимые достижения театра:

  1. В 1957 году основан театр «Современник» с главным режиссером Ефремовым.
  2. В 1964 году основан Театр драмы и комедии на Таганке с главным режиссером Любимовым.

Военная тематика нашла отражение и в кино. В тот период это была самая популярная тема в киноискусстве:

  • Ростоцкий «А зори здесь тихие»;
  • Бондарчук «Война и мир»;
  • Герман «20 дней без войны».

Существовали кинофильмы и в других направлениях. Например, о проблемах молодёжи – Хуциев «застава Ильича» или романтические фильмы – «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон», «Вокзал для двоих».

Стали сниматься и такие знаменитые комедии как «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию». Позже появились и остроумные комедии – «Ирония судьбы или с легким паром».

Помимо театра и кино эстрадное искусство развивалось и других направлениях:

  1. Музыкальный театр. Самые знаменитые оперные певцы – Образцова, Нестеренко, Вишневская.
  2. Балет – Плисецкая, Уланова, Лиепа.
  3. Эстрадная песня – Ротару, Кобзон, Магомаев, Пугачёва.

Также появляется бардовская песня и вокально-инструментальные ансамбли.

Живопись

В живописи отразилось государственное обновление. Появился «суровый стиль», который показывал окружающую действительность без приукрашивания и праздности. Примеры сурового стиля в живописи: Жилинский «Молодые скульпторы», Попкова «строители Братской ГЭС».

Существовали и такие направления, которые не нашли поддержки у правительства. Например, авангардная живопись. Это направление вызвало негативную реакцию даже у Хрущёва, который ослаблял контроль в культурной жизни. В 1962 году в Манеже Хрущев посетил выставку московских художников. Те из них, которые представили работы в авангардном стиле были лишены права продолжать работу. Некоторые вынуждены были даже эмигрировать. 15 сентября 1974 года в Москве прошла  выставка, в которой 24 художника-авангардиста выставили свои работы. Она была разгромлена и впоследствии получила название «бульдозерная выставка». 

В целом в искусстве существовало чередование запретов по непонятным причинам и временных послаблений.

Социализм в живописи привел к тому, что советские зрители уже не воспринимали никакие картины кроме тех, на которых копировалась окружающая действительность.

Образование

В 1958 году был принят новый закон в системе образования. Он предполагал связать школу с работой на промышленных предприятиях. Официально это называлось «связь школы с жизнью». Закон стал основой для школьной реформы.

Положения школьной реформы:

  1. Принятие 8-летнего образования вместо 7-летнего.
  2. Школьники, желающие получить полное среднее образование и поступить в высшее учебное заведение, должны были по 2 дня в неделю работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве на протяжении трёх лет.
  3. Для поступления в ВУЗ требовался аттестат со стажем работы не менее 2 лет.

В результате принятия реформы наблюдалось снижение качества получаемых знаний, и впоследствии преобразования были отменены. Из-за того, что образовательная реформа не дала положительных результатов, в системе образования стал нарастать кризис.

Архитектура и скульптура

Среди скульпторов тоже были авангардисты, против которых был Хрущёв.

Также в то время скульпторы создали знаменитые здания и сооружения. В скульптуре тоже нашла свое выражение Великая Отечественная война:

  1. В 1960-е годы на Мамаевом Кургане был возведен памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы, скульптор – Вучетич.
  2. В 1960 году в Петербурге был возведен мемориал на Пискарёвском кладбище, скульпторы – Таурит и Исаева.

Относительно другой тематики было построено здание МГУ на Воробьёвых горах и Министерство иностранных дел на Смоленской площади.

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.