Система российского права. Законотворческий процесс

Система права – образование, характеризующееся внутренней структурой, выражено во взаимодействии всех его функционирующих элементов, которые составляют единую систему. Система российского права – в зависимости от общественных отношений происходит деление права по отраслям, которые регулируются нормой. Отрасль права – относительно самостоятельный элемент в системе права, который соединён общностью предмета и методами правового регулирования. 

Отрасль права характеризуется

1. Предметом правового регулирования:

  • Конституционное право определяет тип убавления государством, систему территориального устройства, назначает права и обязанности гражданам государства; наделяет население избирательным правом; регулирует взаимоотношения высших органов государственной власти; обеспечивает правовой порядок.

  • Административное право находит своё воплощение в регулировании социальных отношений, которые складываются в результате организационной и распорядительной деятельности лиц, обладающих властью, и органов государственного управления. 

  • Семейное право занимается вопросами брачно-семейного типа; вступление в брак, разводы; рождение детей; взаимоотношения супругов и детей.

  • Финансовое право контролирует отношения, находящие своё воплощение в финансовой деятельности страны, в том числе в формировании и распоряжении финансов из местного или государственного бюджета. 

  • Трудовое право занимается вопросами трудовых отношений, а именно принятием на работу, трудовыми контрактами, рабочими часами.

2. Методом правового регулирования:

  • Гражданское право регулирует отношения в имущественном плане общества, а также отношения собственности и владельца. Гражданское право включает в себя обязывающие отношения, которые возникают в ходе подписания договоров, наследственные права.

  • Уголовное право занимается деятельностью, направленной на определение социально опасных поступков, считающимися преступными, а также санкции за нарушения. Включает в себя ряд юридических норм.

  • Уголовно-процессуальное право регулирует отношения, скалывающиеся на основаниях производства уголовных дел. 

  • Гражданско-процессуальное право регулирует отношения в рамках судопроизводства, которые чётко закреплены нормами.

Одной из главных отраслей права является международное право, которое не является системой ни одного государства, т.к. представляет собой комплекс норм, которые задают тон международным отношения. 

Классификация отраслей права

  1. По назначению выделяют:
    • Материальные (нормы, которые регулируют социальные отношения);
    • Процессуальные (нормы, которые регламентируют применение законов в отраслях материального права).

  2. По предметному единству:
    • Основные (базовые, фундаментальные);
    • Вторичные (те отрасли права, которые возникли в ходе исторического развития, выделились из более крупных отраслей, так, к примеру, семейное право выделилось из гражданского);
    • Комплексные (составляют совокупность норм и социально-политических институтов, куда входят разные отрасли права; не существует метода регулирования).

  3. По регулируемым отношениям:
    • Публичное право (нормы обязательные к исполнению в сфере государственной власти);
    • Частное право (регулирует отношения в частной сфере индивидов).

Помимо этого, в России существуют такие виды права как: природоохранительные (водное право, земельное право, лесное право и т.д.); финансовое право; исправительно-трудовое и т.д.

Институты права – комплекс взаимодополняющих норм, которые регламентируют независимую область в какой-то отрасли права. Так, в трудовом праве можно выделить институт дисциплины.

Подотрасль права – совокупность нескольких институтов политического назначения в одной из отраслей права. К примеру, в конституционном праве совокупность избирательного, муниципального и парламентского права.

Правотворчество – независимая деятельность субъектов, имеющих нормотворческую. компетенцию. Правотворчество – разработка, принятие, отказ от правовых норм органами специального назначения (Государственная Дума РФ).

Законотворчество вытекает из правотворчества. Термин определяется как правотворческая деятельность в высших органах государственной власти. Вместе с правотворчеством, законотворчество формирует некое единое целое.

Принципы правотворчества:
  • планирование;
  • законность;
  • гласность;
  • демократизм;
  • профессионализм;
  • строгая дифференциация правотворческих полномочий.
Функции правотворчества:
  • обновление законодательства;
  • отмена устаревших норм;
  • восполнение пропусков в праве. 

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

  1. Законотворчество (образование новых норм, отмена старых высшими государственными органами, в ходе издания нормативных актов, закреплённых юридической инстанцией).

  2.  Делегированное правотворчество (образования новых норм или отмена старых в ходе деятельности исполнительной власти. Выполняется правительством, которому парламент даёт заказ для формирования или изменения нормативных актов).

  3. Подзаконное правотворчество (нормотворчество выполняется структурами, не относящимися к государственной власти: местное самоуправление, губернаторы, главы администрации, организации и т.д.).

Законодательный процесс –  процесс формирования и принятия нормы в государстве, начинается с момента внесения закона и завершается на стадии принятия. 

Стадии законотворческого процесса в России

Законодательный процесс

  1. Законодательная инициатива - право, принадлежащее высшей государственной власти, а именно Президенту РФ, Правительству РФ, Совету Федерации РФ и т.д.
  2. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе – стадия рассмотрения проекта, которая занимает, как правило, три дня. В первый день рассматривают общие положение, затем вносятся изменения и дополнения, а далее проект одобряется депутатами или отвергается.
  3. Принятие законов Государственной Думой – законы в Государственной Думе принимаются большинством голосов. Если речь идёт о конституционно-федеральном законе (ЧС, военное вмешательство, вхождение в состав РФ новой территориальной единицы), то требуется одобрение двух-трёх депутатов. Принятые законы передаются в Совет Федерации РФ.
  4. Одобрение законов в Совете Федерации РФ – если за предложенный закон проголосовало больше половины Совета, то он считается принятым. В течении двух недель закон должен быть принят или отклонён. 
  5. Подписание законов Президентом РФ – закон, одобренный Государственной Думой и Советом Федерации, передаётся на рассмотрение Президенту РФ, который может его принять или наложить вето. Вето представляется сохранением баланса между законодательной и исполнительной властью. Вето разделяется на абсолютное (когда закон больше не будет рассматривается); относительным (закон передаётся Государственной Думе, где вносятся коррективы и вновь передаётся на рассмотрение Президенту РФ).
  6. Опубликование и вступление в силу – после подписания закона Президентом РФ, закон обнародуется в течении недели. После опубликования закона в СМИ, он вступает в силу через 10 дней (если не был указан иной срок).

Правовая норма вступает в силу с момента принятия закона и теряет своё действие с истечением юридической силы закона. Закон в пространстве может быть ограничен: действие номы может распространятся на конкретной территориальной единице. Закон имеет силу не только над гражданами РФ, но и над иностранными лицами и индивидов без гражданства. 

Неофициальное опубликование законов происходит путём обнародования законов в неофициальных источниках и печатных изданиях. Ссылаться на данные, полученные из недостоверных источников нельзя. 


Смотрите также:

12 декабря 2019, 21:14

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.