Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
Политический кризис сентября – октября 1993 г
19345

Политический кризис сентября – октября 1993 г

Содержание:




Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.

Причиной кризиса 1993 г.г. в российской политике стал конфликт между президентом РФ Борисом Ельциным (исполнительная власть) и Съездом народных депутатов (представительной властью). Противостояние началось еще летом 1990 года на I съезде депутатов РСФСР, после создания Конституционной комиссии. Главным спорным вопросом стал выбор модели государственного устройства страны – президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Б.Н. Ельцин, на тот момент руководитель комиссии, предлагал создать президентскую республику, где вся полнота власти сосредоточена в руках главы государства. Верховный совет народных депутатов выступал за сохранение законодательной власти за Советом Федерации.

К осени 1992 года противостояния принимает активные формы. Верховный Совет бойкотирует законы правительства, инициирует проведение референдума об импичменте президенту Ельцину. В ответ президент при поддержке правительства объявляет действия Верховного Совета враждебными интересам государства.

 С 20 марта 1993 г. для преодоления кризиса в стране вводится президентский режим управления. Депутаты перешли к открытым обвинениям президента в диктатуре власти. 25 апреля 1993 г. прошел Всероссийский референдум о доверии президенту, где Б. Ельцин получил поддержку более половины голосов выборщиков и смог продолжить проведение конституционной реформы. 

Требование оппозиции ограничить права президента сопровождались митингами и стычками митингующих с милицией. 21 сентября Б. Ельцин подписал указ о роспуске Верховного Совета РСФСР и назначил 12 декабря днем выборов в новый законодательный орган – Государственную Думу. Верховный Совет отказался признать указ и в ответ выпустил постановление о прекращении полномочий главы государства. Исполняющим обязанности президента был назначен А.В. Руцкой. 2 октября противостояние перешло в вооруженные столкновения, а 3 октября президент Ельцин объявил в стране чрезвычайное положение и, заручившись поддержкой председателя правительства Виктора Черномырдина и министра обороны Павла Грачёва, отдал приказ о штурме «Белого Дома» – здания Дома Советов. В Москву были введены войска. Боевые операции прошли также в здании мэрии Москвы и в телецентре Останкино. 4 октября войска заняли Белый дом, руководители оппозиции были взяты под арест.

12 декабря, в соответствии с ранее изданным указом президента, прошел референдум. Большинство участников референдума одобрили проект конституции. Признаны состоявшимися и парламентские выборы.



Ключевые положения Конституции:

  • Россия провозглашена демократическим правовым многонациональным государством с республиканской формой правления. Закреплено федеративное устройство государства.
  • Высшей ценностью государства названы права и свободы человека.
  • Закреплен принцип разделения властей: высший орган исполнительной власти – Правительство; представительный и законодательный – Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); высшие судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суд.
  • Президент – глава исполнительной власти избирался всеобщим голосованием граждан на четыре года. 
  • Узаконена частная собственность.
  • Признана политическая многопартийность. 
  • Контроль за соблюдением основного государственного закона возложен на Правительство РФ.
  • Новая Конституция РФ вступила в силу после публикации в «Российской газете» 25 декабря 1993 года.


Многопартийность и парламентаризм

После роспуска в 1991 году Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в России начался всплеск активности политических партий. Вновь образованные партии и общественные организации предлагали свои варианты социального, экономического и политического развития государства. Закрепленная Конституцией многопартийность, позволила новым организациям участвовать в выборах в российский парламент первого созыва. В 1993 г. восемь избирательных объединений получили необходимые 5% голосов избирателей и получили депутатские голоса в Государственной Думе: 

  • «Выбор России», 
  • ЛДПР, 
  • КПРФ, 
  • Аграрная партия (АПР), 
  • Партия российского единства и согласия (ПРЕС), 
  • «Яблоко», 
  • «Женщины России», 
  • ДПР. 

На следующих выборах (1995 г.) из 43 заявившихся партий в Российский парламент прошли четыре: КПРФ, ЛДПР, «Наш дом – Россия», «Яблоко». В 1999 году успешно провели избирательные кампании шесть партий: 

  • «Единство» (С. Шойгу), 
  • «Отечество – вся Россия» (будущая «Единая Россия»), 
  • Союз Правых Сил (И. Хакамада), 
  • ЛДПР (В.Жириновский),
  • КПРФ (Г. Зюганов), 
  • «Яблоко» (Г. Явлинский) 

Эти партии и заняли ведущее положение на политической арене в начале 2000-х годов.



Деятельность Федерального собрания

11 января 1994 года приступили к работе Совет Федерации и Государственная Дума. Основным направлением их законотворческой деятельности стали вопросы административной системы, национальной политики, экономической деятельности и социального обеспечения.

На долю депутатского корпуса II созыва (1995 г.) пришлось самое большее количество принятых  и разработанных законодательных документов.

Выборы в Государственную Думу III созыва проходили 19 декабря 1999 г. Наибольшее количество голосов получили коммунисты – 24,22 %; далее шел по списку правительственный блок «Единство» – 23,3 %; «Отечество – вся Россия» — 12, 64 %; «Союз правых сил» – 8,72 %; «Яблоко» – 6,13 %; «Блок Жириновского» – 6,08 %.

За период 1990-2000‑е гг. парламент принял более 1 000 законов, половина из них была согласована с президентом и вступила в силу. Около 300 из принятых законов относилась к решению социальных проблем. 

В 1996 году на первых после кризиса выборах президента основными соперниками стали Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов (КПРФ). После второго тура пост получил Б. Н. Ельцин с поддержкой 37,02 % голосов избирателей.

15 мая 1999 г. на повестку в Государственной думе впервые был вынесен вопрос о досрочном прекращении деятельности Б. Ельцина на посту президента. Причиной для отставки стали пять обвинений в его адрес: распад Советского Союза; конституционный кризис 1993 г.; боевые операции в Чечне; развал вооружённых сил и геноцид русского народа. Для принятия положительного решения об отставке президента должно было быть подано не менее двух третей голосов. Но во время голосования ни один пункт обвинения не набрал необходимого процента. Б. Ельцин, оценив свое положение на должности главы государства, в обстановке строжайшей секретности сам подписал указ о своей отставке. 31 декабря 1999 года вместо привычного новогоднего обращения он объявил о своем уходе. Исполняющим обязанности президента назначался глава правительства В. Путин. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран президентом Российской Федерации.



Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х г.г.

Главной задачей правительства в этот период стало сохранение территориальной целостности России.  Автономные республики и области друг за другом объявляли о независимости. Татарстан, Башкирия, Якутия составили планы самостоятельного внутреннего развития при выходе из состава России. Чечня заявила не только о выходе, но и о готовности защищать свой суверенитет с помощью оружия. 

31 марта 1992 года 89 субъектов РФ подписали Федеративный Договор. Документ отказалась подписывать Чечня. Власти Татарстана выставили особые условия для присоединения. 

Но избежать межнациональных проблем все-таки не удалось. В том же 1992 г. начались вооруженные конфликты на Северном Кавказе. Чечено-Ингушская республика разделилась на Чечню и Ингушетию. Для пресечения конфликта между Северной Осетией и Ингушетией федеральный центр вынужден был использовать вооруженные силы. Антирусские настроения разрослись в Туве. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Казахстана, Закавказья приходилось решать в срочном порядке. Выезд граждан России в ближнее и дальнее зарубежье на постоянное место жительства увеличился в несколько раз. Политический кризис в Чечне требовал принятия особых мер.

Первая война в Чечне 1994-1996 г.г. закончилась подписанием в Хасавюрте соглашения о выводе регулярных войск с территории Чечни и организации свободных выборов президента Чеченской Республики. Выборы состоялись в январе 1997 г. Но активное противостояние местных вооруженных формирований с федеральными войсками продолжилось. Режим контртеррористической операции (вторая чеченская война) отменен лишь 16 апреля 2008 года. Сегодня Чечня входит в состав России на правах народной республики под руководством президента Рамзана Кадырова (с 2007г.)



Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств

8 декабря 1991 года в Беловежской пуще между Россией, Белоруссией и Украиной было подписано «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» – СНГ. Это добровольное объединение бывших союзных республик было необходимо для урегулирования отношений между вновь образованными государствами и создания общего экономического пространства. Одним из ключевых вопросов был вопрос о защите прав русскоговорящего населения за пределами России.

Длительные переговоры закончились подписанием нескольких двусторонних договоров. Это позволило восстановить экономические связи, сложившиеся во времена СССР. 

13 декабря 1991 года в Ашхабаде пять президентов бывших центральноазиатских республик (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана) дали согласие на присоединение, при условии равноправного участия. На встрече в Алма-Ате через неделю лидеры государств подписали декларацию, где закреплялся порядок взаимоотношений между странами на паритетной основе. Устав Содружества Независимых Государств принят 22 января 1993 года. Шесть членов СНГ – Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, подписали договор о коллективной безопасности.  В соответствии с договоренностями был создан специальный орган – Объединенные Вооруженные силы (ОВС СНГ). Латвия, Литва, Эстония отклонили предложение вступить в СНГ. Самыми продуктивными на сегодня являются отношения между Белоруссией и Россией, Россией и Кыргызстаном. Туркменистан с 2005 года присутствует в составе СНГ в качестве члена-наблюдателя. Из состава СНГ в 2009 году вышла Грузия. Заявку на выход из Содружества в 2018 году подала Украина.








Смотрите также:

Поделитесь в социальных сетях:
21 ноября 2019, 21:41


Как вы считаете, материал был полезен?

Для оценки комментариев необходимо «войти на сайт».
×