29.10.2019

Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности

Перестройка и гласность: причины, ход событий, результаты

В марте 1985 года Генеральным секретарем Центрального комитета КПСС был избран Михаил Горбачёв. К этому времени в стране возникла острая необходимость обновления во всех сферах жизни.

Конец застоя

В середине второй половины XX века в СССР обострился кризис во всех сферах жизни общества. Кризис проявлялся в экономической, политической и социальной сферах, а также влиял на моральное состояние общества. В 1980-х годах государственный деятель Андропов предпринял попытку восстановить систему силовыми методами. Результата достигнуто не было. После чего Генеральным секретарем был назначен Черненко, который являлся тяжелобольным. Это привело к усугублению кризиса. В марте 1985 года Черненко скончался. После чего пост Генерального секретаря занял Горбачёв. Его приход к власти ознаменовался радикальными переменами в политике и экономике. Горбачёв был инициатором политики перестройки.

Попытки правительства модернизировать экономику

На собрании центрального комитета КПСС в апреле 1985 года был провозглашен курс на ускорение развитие экономики СССР. Было решено провести реформы, предполагавшие изменение сложившейся ситуации. Какие ставились цели:

  1.  Остановить падение экономического развития.
  2.  В отрасли народного хозяйства требовалось ввести достижения научно-технической революции.
  3.  Требовалось развитие материальных стимулов производства.

При помощи этих мер предполагалось усовершенствование всей структуры управления хозяйством.

Для достижения этих целей вводилась экономика смешанного типа. Предполагалось сочетание государственного регулирования и частной инициативы. Также проводился переход государственных предприятий на самофинансирование. 

Переход к действию

Летом 1985 года Центральным комитетом КПСС было принято постановление, которое предполагало внедрить в хозяйствование новые методы, а также усилить их влияние, чтобы ускорить научно-технический прогресс. Благодаря этому постановлению далее были приняты другие законодательные акты. Так, экономические реформы получили конкретику для приведения их в действие.

Этап I

19 ноября 1986 года появился новый закон касательно трудовых вопросов. Он разрешал индивидуальную трудовую деятельность. Предполагалось создание частного сектора в экономике для увеличения производства товаров народного потребления. Для этой цели было дано разрешение на создание кооперативов. Кооперативы - экономические предприятия, которые создавали группы частных лиц. Работали кооперативы благодаря совместной деятельности этих частных лиц. Из-за этой меры многие предприятия, которые раньше относились к теневой экономике, получили право на легализацию.

Предполагаемого результата благодаря нововведениям достичь не удалось. Результаты реформ выразились лишь в ограничении администрирования. Такая ситуация сложилась из-за того, что существовавшая административная система строилась годами. Преодолеть ее введением нескольких реформ и преобразований не представлялось возможным. На деле государственные производители оставались в положении монополий, а за государством сохранялось право собственности на средства производства. В результате это привело к росту цен. Также с производства была снята нерентабельная продукция. Кооперативов было немного. Они составляли 1% от всех предприятий в стране. Причина такого нежелания создавать кооперативы крылась в том, что они облагались огромным налогом – около 40%.

Этап II

Несмотря на то, что благодаря проведенным реформам не было достигнуто серьезного результата, было решено перейти ко второму этапу. Второй этап ставил перед собой цель расширить хозяйственную самостоятельность предприятий.

Работа началась в 1987 году. 8 августа 1987 года был принят «Закон о Государственном предприятии». Ранее министерства имели в своих руках практически все полномочия. Но принятый закон защищал интересы предприятия и отдавал полномочия в их руки. Однако предприятия не становились свободными до конца. Их свободу ограничивало наличие обязательного государственного заказа и регулирование поставок сырья. «Закон о Государственном предприятии» не отменял эти пункты. Дополнительно в законе предусматривалось проведение выборов на позиции директоров предприятий. Рабочим предоставлялось законное право на забастовки.

Этап III

Ввиду сложившейся ситуации медлить было нельзя. Вскоре правительство перешло к третьему этапу проведения реформ. Этот этап проводился с 1990 года по 1991 год. Реформа заключалась переходе к регулированию рыночной экономики. Предполагалось внедрение рыночных механизмов под контролем государства. В правительстве начались споры о темпах и методах внедрения механизмов. Наблюдалось разделение на два лагеря:

  1. Большинство, в том числе и руководство страны, были за постепенное внедрение изменений.
  2. Экономисты Шаталин и Явлинский выступали за проведение преобразований в ускоренном темпе. Они называли свои методы «шоковой терапией». Программа предполагала введение преобразований за 500 дней. Такое название она и получила.

В результате споров ни одна программа не была проведена качественно и не была завершена до конца.

Государственный деятель Валентин Павлов оказался неспособен провести масштабные изменения. Правительство ограничилось лишь введением пятипроцентного налога с продаж и заморозкой вкладов в сберкассах. Результатом стало то, что цены выросли практически в 2 раза.

С 1990 года были узаконены следующие учреждения:

  • малые предприятия;
  • акционерные общества;
  • коммерческие банки;
  • совместные предприятия.

Но в жизни граждан это большой роли не сыграло, т. к. практически во всех случаях учреждения возглавляли бывшие государственные руководители, либо бывшие члены партий.

Перед тем как узаконить учреждения законодательная база, служившая основой, не была тщательно проработана. Это стало результатом возникновения криминальных структур, развивавшихся очень быстро. Такие понятия как «рэкет» и «коррупция» стали повседневными и привычными.

Введение новых хозяйственных методов в экономике тоже не было продумано. Изменения проводились наполовину. При введении некоторых реформ их инициаторы не просчитывали возможный ущерб. Например, в мае 1985 года началась антиалкогольная кампания. Было уничтожено 265000 га виноградников. Потери составили около 89 млрд. руб.

В 1989 году инфляция приобрела неконтролируемый характер. Как это отразилось на предприятиях:

  • они отказывались от государственных заказов;
  • при расчетах между предприятиями использовался безденежный товарообмен;
  • всё больше предприятия обращали взгляды на внешний рынок и старались реализовывать свою продукцию там.

В сельском хозяйстве ситуация была не лучше. Колхозы и совхозы тоже не хотели браться за государственные заказы. Вместо этого они устанавливали контакты с предприятиями и все чаще договаривались о натуральном обмене – бартере. Это выглядело следующим образом: предприятие предоставляло продукцию колхозу, взамен колхоз предоставлял предприятию равнозначную продукцию.

В 1980-х годах в стране была высокая урожайность. Но из-за сложившейся ситуации это не решило продовольственных проблем. Продукты первой необходимости также распределялись по талонам.

Факторы, влияющие на отсутствие положительных результатов реформ:

  1. падение цен на нефтепродукты на мировом рынке;
  2. сокращение поступления валюты;
  3. уменьшение импорта.
  4. Большие суммы потребовало устранение последствий экологических катастроф – авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года землетрясение в Армении 1988 года.

Перестройка и гласность

В начале 1990-х годов стало понятно, что введение нескольких реформ не решит проблем. Необходимо переделать всю существовавшую экономическую модель.

Первоначально требовались изменения в экономике. Но вскоре стало понятно что не обойтись и без изменений в политической сфере. Первым действием стала замена партийного руководства. Обновление произошло следующим образом:

  • Должности секретарей Центрального комитета получили Ельцин и Зайков.
  • Главой Верховного Совета стал Громыко.
  • Главой Совета Министров – Рыжков.
  • Министром иностранных дел – Шеварднадзе.
  • Главой кадровой и идеологической работы – Лигачев.

Эти люди объединились в проведении нового политического курса СССР.

В основе нового курса легла гласность. В 1987 году на собрании Центрального комитета КПСС Горбачёв высказал мнение о необходимости развития гласности в обществе. Предполагалось расширение доступа к источникам информации и ослабление цензуры. Против Горбачева выступил Ельцин. С тех пор началось их противостояние, которое длилось до распада СССР.

Общество тоже было не согласно с изменениями. 13 марта 1988 года в газете «Советская Россия» было опубликовано письмо от преподавательницы химии из Ленинграда Нины Андреевой. Письмо выражало консервативные взгляды. Публикация получила широкий резонанс в обществе. Однако прекратить запущенные изменения уже не представлялось возможным.

Следующим действием стала возобновление процесса реабилитации жертв сталинских репрессий. В сентябре 1987 года Яковлев возглавил комиссию, которая занималась этими вопросами.

Изменения произошли и в религиозной сфере. В 1988 году проводились мероприятия посвященные 1000-летию принятия христианства. До этого правительство открыло доступ к нескольким местам, имевшим важное значение для верующих. Диссидентов тоже перестали преследовать. Им возвращали гражданские права. Многие диссиденты возвращались из мест эмиграции.

Отказ от цензуры начался в 1990 году. Был принят закон «О прессе», согласно которому от цензуры освобождались СМИ. Стали популярны газеты:

  • «Московский комсомолец»;
  • «Огонёк»;
  • «Московские новости»;
  • «Аргументы и факты».

С 1987 года стало выходить первое ток-шоу «Взгляд».

Политика гласности активизировала национальные движения в некоторых республиках.

В июне 1988 года состоялась партийная конференция, которая рассматривала проект конституционной реформы. Затем был принят «Закон о выборах народных депутатов СССР». Закон стал основой политической многопартийности. Сначала политические партии представляли собой неформальные объединения. Некоторые из них появились в период застоя. Тогда они действовали нелегально.

Весной 1989 года впервые прошли выборы участников Съезда народных депутатов. Пока съезд влиял только на общественное мнение. Но выборы уже были первым шагом к изменению монополии на власть КПСС. Первым решением Съезда стало утверждение поста президента СССР. 14 марта 1990 года этот пост занял Михаил Горбачёв.

С 1989 года начинается восстановление гражданских прав политических эмигрантов. Принимается декларация, согласно которой все репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению, признаются незаконными. Эти решения свидетельствовали о развитии демократических процессов стране.

В 1990 году прошли выборы народных депутатов РСФСР БССР и УССР. Во главе Советов Москвы и Ленинграда встали Попов и Собчак, представлявшие демократов. Благодаря работе III съезда народных депутатов КПСС перестала занимать руководящую роль. Формирование многопартийности началось ускоренными темпами.

Появлялось всё больше партий, придерживающихся демократических взглядов. Например:

  1. Аграрная;
  2. Республиканская;
  3. Народная;
  4. Крестьянская.

Из-за кризиса в КПСС стали появляться новые партии социалистической направленности:

  • Российская партия коммунистов;
  • Коммунистическая партия РСФСР;
  • Российская коммунистическая рабочая партия.

Однако в 1990 году идеи коммунизма уже поддерживает меньшинство. Начались призывы к демократии, либерализму и построению капиталистической экономики.

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.