29.10.2019

Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Хозяйство и основные занятия древних славян (период до формирования Древнерусского государства)

Основная сфера деятельности – земледелие. Значительная часть территорий, на которых проживали древние славяне, не подходила для обработки земли и выращивания сельскохозяйственных культур, но особая подсечно-огневая система упрощала земледелие в лесной зоне.

Подсечно-огневая система – форма примитивного земледелия, доминирующая в лесной зоне, для насаждений площадки расчищали путем вырубки и последующего выжигания деревьев и кустарника. Грунт в лесной зоне не относится к плодородным, а зола, образованная после выжигания, обогащает почву – обеспечивает урожайность на ближайшие несколько лет. Когда участок терял плодородность, его бросали – он снова зарастает лесом за 30-40 лет, выбирается новый для расчистки («переложная система»). С таким способом земледелия связано периодическое перемещение поселений славян на новое место – ближе к новому участку («кочевое земледелие»). Переложная система применялась и в лесостепи, и в лесах.

Для обработки земли использовали: борону-суковатку, соху, топор, мотыгу, плуг. Для рыхления грунта плуг применяли в лесостепи, степи. Севернее основным орудием являлась соха. Славяне выращивали просо, рожь, ячмень, бобы, горох, технические культуры – лен и коноплю. 

  • Соха («рало») – орудие с широкой рассохой (рабочая часть), железными сошниками, лопаткой, оглобли, в которые была запряжена лошадь. Обрабатывала грунт неглубоко, до 12 см, что объяснялось небольшой глубиной плодородного слоя в лесной местности.
  • Плуг – орудие, обеспечивающее более глубокую обработку, переворачивает пласт (в отличие от сохи – она просто срезает слой и отваливает в сторону), повреждает сорняки, поднимает семена прошлых лет. Использовался в степи и лесостепи – территориях с более плодородными почвами. 
  • Борона-суковатка – вспомогательное орудие в подсечно-огневой системе земледелия, состоящее из бревен с сучками. Цель использования: защита от высыхания грунта, борьба с сорняками, выравнивание поверхности участка. 
  • Мотыга (сапа, тяпка, мотыка) – простое ручное орудие, состоящее из деревянной рукоятки и рабочей части из металла, камня или дерева. 

Славяне знали животноводство, но оно играло вспомогательную, подсобную роль. Занимались разведением коз, свиней, лошадей, овец, крупного рогатого скота. 

Ремесла славян

  1. В связи с необходимостью изготавливать орудия труда для обработки почвы, активно развивалось кузнечное дело – оно находилось на втором месте после земледелия в списке важнейших занятий древних славян. К VII-IX веку известны первые металлургические поселения. Кузнец был почитаемой персоной, а его деятельность считалась практически колдовской. 
  2. Второй популярный вид ремесла – гончарное дело. Производство изделий из глины позволяло обеспечить бытовые нужды жителей поселения. На высокий уровень техники гончары вышли только к периоду Древней Руси, до этого качество продукции не было совершенным – стенки посуды были довольно толстыми, просматривались примеси в глине. 
  3. Деревообработка – распространенный вид деятельности ремесленников в лесной зоне. Из дерева строили, изготавливали посуду, орудия труда, украшения. 
  4. Ювелирное дело достигло высокого уровня техники тоже к периоду Древней Руси, ранние славяне не производили сложные изделия, техника была примитивной. 
  5. Ткачество: древние славяне лесной зоны выращивали коноплю и лен, чтобы получать ткани для пошива одежды. 

Кузнецы и гончары стали первыми ремесленниками, которые не обрабатывали землю! Продукты питания они получали путем обмена. 

Другие занятия (промыслы) 

  • Охота: лесная территория богата зверями: славяне охотились на кабанов, птицу, пушного зверя, лосей, что удовлетворяло потребность в мясе.
  • Рыболовство: славяне занимали территории с развитой речной сеткой – селились тоже на берегах рек. Рыба – важный продукт для древних славян. 
  • Бортничество: производство меда обеспечивало не только собственные потребности населения, медом активно торговали. Во времена Руси пчеловодство защищалось на государственном уровне, что подтверждает «Русская правда». 

Торговали медом, воском, мехом, изделиями из железа. 

Общественный строй восточных славян

Основной общественной организации была родовая община – совокупность людей, которые состояли в родстве. Возглавлял общину родовой глава (владыка). С формированием государственности родовую общину сменила территориальная или соседская («вервь»). 

Территориальная община – совокупность людей, которых объединяет место проживания, а не родственные связи. Община характеризуется автономностью, определенным набором занятий, наличием административного центра, определенной иерархии. Главой общины выступал старейшина. Главу избирали на общественном собрании – вече. 

В вече («народное собрание») входили взрослые, женатые мужчины. На собраниях решались вопросы: решение споров за земельные наделы, проблемы порядка использования участков, определялись размеры повинностей. 

Родовая и территориальная формы общин ведут к образованию племени. Формирование городских центров и государственности родовой строй распадается. Племена объединяются в княжества под руководством князя. 

Славянское язычество и верования

Славянское язычество – система верований, основанная на базовых религиозных верованиях (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм), мифологии. Суть понятия «язычество» - многобожие, вера в многих богов. 

  • Тотемизм – вера в общего предка, которым могло выступать как животное, так и растение.
  • Магия – вера в силу обрядов. Существовала особая группа волхвов или кудесников, считало, что они обладали магическими способностями, могли проводить обряды. 
  • Фетишизм – вера в магическую силу предметов, поклонение им.
  • Анимизм – вера в духов, существование души не только в живых объектах.
  • Шаманизм – вера в наличие сверхестественных сил у конкретного лица (шамана), который в своих обрядах обращается к силам природы.

Особенности славянского язычества:

  • Поскольку богов было много, каждая община могла поклоняться тому, кого избрала по определенным причинам.
  • Храмов и культовых сооружений в славян не было, для проведения культов использовали капища – место, где устанавливали идола (скульптурное изображение божества).
  • Касты жрецов не было. Процесс формирования жречества остановило введение монотеистической (однобожие) христианской религии. 
  • Объектом особого поклонения была природа и природные явления.
  • Славянское язычество знало жертвоприношения. 
  • Волхвов не возвышали, не почитали, как во многих культурах, к ним обращались по необходимости. В основном, по бытовым причинам – так называемая «бытовая магия» касалась личных отношений. 
  • Особое значение имел культ предков, отраженный в погребальном обряде древних славян-язычников. После смерти совершалась тризна (поминки), после чего покойного сжигали. 

Збручский идол – наиболее яркая иллюстрация язычества славян, найден в селе Гусятин на реке Збруч, в 1848 году. На нем вырезаны изображения, которые демонстрирую систему мировосприятия славян. На нижнем ярусе – подземный мир, на среднем – мир живых людей, на верхнем – боги. 

Славянский пантеон*

Божество

Чему покровительствовал?

Роль в пантеоне

Перун

Гром, молния, покровитель князя, воинов

Верховный бог

Хорс или Хорос

Воплощал собой Солнце

Одно из основных божеств пантеона

Дажьбог

Покровительствовал Солнцу, смене сезонов

Входил в пантеон князя Владимира Великого

Мокошь

Ткачество

Единственное женское божество в пантеоне Владимира Великого

Стрибог

Ветер

Связан с атмосферными явлениями

Велес

Скот

Считался также покровителем поэзии, сказаний – есть споры, относительно его роли в пантеоне

Сварог

Кузнечное дело

Не был включен в пантеон Владимира

*перечислены только основные боги, но пантеон включал еще ритуально-календарных покровителей, региональных божеств, мог включать персонажей, известных из литературных источников.

Пантеон в таком виде оформился после ревормы Владмимира Святого в 980 году.

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.