Социально-политические течения 1830-1850 гг.
Россия первой половины XIX века представляла собой благодатную почву для формирования и развития русской общественно-политической мысли. Конфликт основных идейных течений этого периода - консерватизма, либерализма, утопического социализма - определил дальнейшую историю страны.
Формирование, развитие и особенности основных идеологий
Характерно, что противопоставление России и Запада, позднее отраженное в доктринах консерваторов, являлось частью официальной государственной идеологии согласно Манифесту от 13 июля 1826 года. Николаем I страна провозглашалась обособленной от западной цивилизации, ее либерально-демократических идей. Эта концепция в дальнейшем стала основой для создания теории официальной народности с ее лозунгом: «Православие. Самодержавие. Народность». Ее противоположность — идейные доктрины либералов, признающих лишь западные ценности.
Так, в период правления Николая I общество оказалось расколото на несколько лагерей, имеющих собственный взгляд на историю и развитие России:
- Консерваторы — представители общественно-политического течения, утверждающего самобытность страны, необходимость сохранения исторических основ и порядков. Главным условием процветания общества считали укрепление самодержавной власти. Известные идеологи: С. Уваров, Н. Карамзин, Ф. Булгарин, М. Погодин.
- Либералы — сторонники идей свободного общества, отмены изжившего себя крепостного права, перехода к конституционной монархии. Решение социально-политических проблем видели в постепенной перестройке общества, усилении роли народного мнения в жизни страны. Среди последователей числятся П. Чаадаев, А. Гончаров, И. Тургенев, В. Майков, С. Соловьев.
- Приверженцы социалистических принципов, сформировавшие учение, называемое русским утопическим социализмом, занимались распространением идей западного революционного движения. Пропагандой их среди населения, а также подготовкой возможного народного восстания занимались члены кружка М. Буташевича-Петрашевского, среди которых — А. Майков, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин.
Славянофильство, западничество: поиск исторического пути России
Сходства, различия и особенности течений
Термины «славянофилы» и «западники» первоначально не имели идеологического значения. После обострения конфликтов, начало которым положило «Философское письмо» Чаадаева, они стали применяться в отношении сторонников различных идейных течений либеральной мысли.
Сравнительная таблица идей славянофилов и западников:
| Славянофильство | Западничество |
Время формирования идей | 1840-1850 гг.. Окончательно идеи сформированы к 1839 году. | 1830-1850 гг. Оформилось как самостоятельное течение к 1841 году. |
Особенности | Вера в национальное сознание, особый путь развития России. | Россия как европейская цивилизация с западными ценностями, идеалами, общественным и политическим устройством. |
Политическая сфера | Самодержавная власть с элементами конституционной. | Критика политического строя России, абсолютной монархии. Стремление к демократическому строю, конституционной монархии. |
Духовная сфера | Православие как путь к спасению и миру. | Приоритет — развитие науки, образования. |
Экономическая сфера | Крестьянская община как элементарная ячейка экономики, крестьянские хозяйства. | Развитие частной собственности, промышленности, транспорта, а также свободной торговли на основе личной экономической независимости граждан. |
Отношение к крепостному праву | Отмена с сохранением земель, общинное землевладение. | Отмена с полным упразднением помещичьих хозяйств. |
Отношение к петровским реформам | Отрицательным отношение к политике Петра I, внедрению западных ценностей. | Признание петровских реформ, поощрение модернизации России, внедрения европейских технологий. |
Известные представители | Основоположник - А.С. Хомяков; среди приверженцев — К.С. и И.С. Аксаковы, Н.Н. Страхов, М.В. Ломоносов, Ф.И. Тютчев, В.И. Даль и др. | Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, П. Боткин, И.В. Вернадский и др. |
Общая природа славянофильства и западничества как социально-политических течений либерализма породила ряд сходств, таких как:
- Осознание немедленной перестройки общества, необходимой для ее дальнейшего развития.
- Главное условие экономического процветания — отмена крепостного права.
- Неприемлемость военных столкновений, революционных движений — осуществление постепенных преобразований путем «реформ сверху».
Смотрите также:
Как вы считаете, материал был полезен?