30.10.2019

Консерваторы, западники и славянофилы

Социально-политические течения 1830-1850 гг.

Россия первой половины XIX века представляла собой благодатную почву для формирования и развития русской общественно-политической мысли. Конфликт основных идейных течений этого периода - консерватизма, либерализма, утопического социализма - определил дальнейшую историю страны.

Формирование, развитие и особенности основных идеологий

Характерно, что противопоставление России и Запада, позднее отраженное в доктринах консерваторов, являлось частью официальной государственной идеологии согласно Манифесту от 13 июля 1826 года. Николаем I страна провозглашалась обособленной от западной цивилизации, ее либерально-демократических идей. Эта концепция в дальнейшем стала основой для создания теории официальной народности с ее лозунгом: «Православие. Самодержавие. Народность». Ее противоположность — идейные доктрины либералов, признающих лишь западные ценности.

   Так, в период правления Николая I общество оказалось расколото на несколько лагерей, имеющих собственный взгляд на историю и развитие России:

  • Консерваторы — представители общественно-политического течения, утверждающего самобытность страны, необходимость сохранения исторических основ и порядков. Главным условием процветания общества считали укрепление самодержавной власти. Известные идеологи: С. Уваров, Н. Карамзин, Ф. Булгарин, М. Погодин.
  • Либералы — сторонники идей свободного общества, отмены изжившего себя крепостного права, перехода к конституционной монархии. Решение социально-политических проблем видели в постепенной перестройке общества, усилении роли народного мнения в жизни страны. Среди последователей числятся П. Чаадаев, А. Гончаров, И. Тургенев, В. Майков, С. Соловьев.
  • Приверженцы социалистических принципов, сформировавшие учение, называемое русским утопическим социализмом, занимались распространением идей западного революционного движения. Пропагандой их среди населения, а также подготовкой возможного народного восстания занимались члены кружка М. Буташевича-Петрашевского, среди которых — А. Майков, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин. 

Славянофильство, западничество: поиск исторического пути России 

Сходства, различия и особенности течений

Термины «славянофилы» и «западники» первоначально не имели идеологического значения. После обострения конфликтов, начало которым положило «Философское письмо» Чаадаева, они стали применяться в отношении сторонников различных идейных течений либеральной мысли. 

Сравнительная таблица идей славянофилов и западников:

 

Славянофильство

Западничество

Время формирования идей

1840-1850 гг..  Окончательно идеи  сформированы к 1839 году.

1830-1850 гг. Оформилось как самостоятельное течение к 1841 году.

Особенности

Вера в национальное сознание, особый путь развития России.

Россия как европейская цивилизация с западными ценностями, идеалами, общественным и политическим устройством.

Политическая сфера

Самодержавная власть с элементами конституционной.

Критика политического строя России, абсолютной монархии. Стремление к демократическому строю, конституционной монархии.

Духовная сфера

Православие как путь к спасению и миру.

Приоритет — развитие науки, образования.

Экономическая сфера

Крестьянская община как элементарная ячейка экономики, крестьянские хозяйства.

Развитие частной собственности, промышленности, транспорта, а также свободной торговли на основе личной экономической независимости граждан.

Отношение к крепостному праву

Отмена с сохранением земель, общинное землевладение.

Отмена с полным упразднением помещичьих хозяйств.

Отношение к петровским реформам

Отрицательным отношение к политике Петра I, внедрению западных ценностей.

Признание петровских реформ, поощрение модернизации России, внедрения европейских технологий.

Известные представители

Основоположник  - А. С. Хомяков; среди приверженцев — К.С. и И. С. Аксаковы,  Н.Н. Страхов, М.В. Ломоносов, Ф. И. Тютчев, В. И. Даль и др.

Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, П. Боткин, И.В. Вернадский и др.

   Общая природа славянофильства и западничества как социально-политических течений либерализма породила ряд сходств, таких как:

  • Осознание немедленной перестройки общества, необходимой для ее дальнейшего развития.
  • Главное условие экономического процветания — отмена крепостного права.
  • Неприемлемость военных столкновений, революционных движений — осуществление постепенных преобразований путем «реформ сверху».

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.