1.11.2019

Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV- XVII веках

Начиная с XV века, северо-восточная Русь становится центром собирания земель вокруг Москвы. В течение двух столетий формируется национальное сознание и общерусская культура. Основой русского языка стал владимиро-суздальский диалект. На этом языке написаны новые и переписаны старые летописи. Московский летописный свод, датируемый 1480 годом, объясняет, почему земли объединились вокруг Москвы. Произведения литературы, созданные в XV- XVII веках, пронизаны патриотическими чувствами, воспевают силу единства народа и власти в борьбе с врагами государства. Яркий пример – поэма «Задонщина», посвященная Куликовской битве. При монастырях создаются школы. Благодаря этому увеличивается количество рукописных книг и распространяется грамотность. Связи Московского государства с европейскими и восточными странами оставили след во всех сферах искусства и культуры. За время существования Московского царства сложился русский национальный характер. Несмотря на сильное влияние церкви, искусство отходит от канонов и становится мирским и доступным.

Главные направления развития культуры:

  • книгопечатание;
  • развитие системы образования;
  • усиление светских элементов в искусстве.

Книгопечатание и образование

  • Государству требовались грамотные люди. В 1551 году на Стоглавом соборе принято решение об открытии «Книжных училищ». Постепенно на смену витиеватому церковному письму пришла скоропись, необходимая в деловой и обыденной переписке. Монастыри оставались центрами изготовления и хранения книг, хотя книги можно было увидеть в домах знати, горожан и крестьянских избах. В 1564 ᴦ. Иван Федоров выпустил первую русскую печатную датированную книгу «Апостол». Грамотность росла среди знати и посадских людей. Спрос на книги увеличился. На Московском печатном дворе к XVII печатаются церковные книги, учебники, светская литература. Открывается первая книжная лавка. Появляются домашние библиотеки. В 1621 году при государевом дворе издается первая газета «Куранты».
  • Обучение детей грамоте было домашним – монахи, подьячие или сами родители давали основы письма и чтения. В середине XVII века появляются государственные и частные школы, где изучали иностранные языки, риторику, философию. Специальные школы готовили лекарей, наборщиков, мелких служащих для работы в приказах. В 1687 г. в Москве открыто первое высшее учебное заведение для подготовки духовенства и чиновников государственной службы – Славяно‑греко‑латинская академия. 
  • В это время идет накопление научных знаний, хотя они носят в основном практическое назначение. Составляются сборники описаний трав и цветов, пособия по механике, биологии, аптекарскому делу.

Архитектура

  • Строительство храмов и гражданских объектов является внешним показателем могущества державы. В период Московского царства воздвигнуты десятки церковных сооружений. Самыми яркими из них стали церкви самой столицы. Под руководством Аристотеля Фиораванти  в1479 ᴦ. завершено возведение Успенского собора Кремля. Приглашенные из Италии архитекторы построили также дворец великого князя, Архангельский собор, кремлевские стены и башни. Но и русские зодчие внесли вклад в облик Москвы. В 1489 ᴦ. псковскими мастерами построена в Кремле великокняжеская церковь Благовещения. Шедевром шатровой архитектуры стал Покровский собор (храм Василия Блаженного), возведенный в честь взятия Казани мастерами Постником Яковлевым и Бармой. Строятся крепости не только в центре, но и по всей Московии. Примером инженерно-технических сооружений стали Нижегородский и Смоленский кремли.

Живопись

  • Параллельно с архитектурой развивается живопись. Внутренние росписи храмов принадлежат кисти Феофана Грека, Симеона Черного, Андрея Рублева, Дионисия. В иконописи мастера стали использовать технику объемного, реалистичного изображения. В росписях появляются фрагменты из героического прошлого Русского государства, бытовые сюжеты. На первых парсунах (светских портретах) запечатлены Великие князья, их дети, придворные. Состоятельные горожане заказывали себе семейные портреты. Москва стала центром художественного творчества. Здесь работали лучшие строители, художники, ювелиры.

Литература

  • Книг светского содержания становится больше – жизнеописания, патриотические произведения, сатирические повести, учебники и книги для детей, поэзия. Образцами русской литературы стали «Сказание» Авраамия Палицына, «Житие Юлиании Лазаревской», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повести о Шемякином суде», «Повести о Ерше Ершовиче». Появились первые записи народного фольклора – былины, сказания, песни. Главными героями в них представлены защитники русской земли – богатыри, князья, дружинники. 

Театр

  • В 1672 году при дворе государя Алексея Михайловича создан первый профессиональный театр – комедийная храмина. Труппа состояла из приглашенных немецких актеров. Для зрителей представляли небольшие пьесы на библейские сюжеты. После смерти царя театр был закрыт. Но сам факт его появления говорит о все большем развитии светского направления в культуре России.

Заключение

В XV- XVII веках в России сформировалась самобытная национальная культура, основанная на православных и народных традициях. Закрепился русский язык, давший начало развитию литературы и образованию. Начался процесс разделения культуры на церковную и светскую. Накоплен богатый опыт в градостроительстве. Появляются зачатки гуманитарных и естественных наук. За этот период произошло становление русского этноса с его отличительными чертами – традиционными патриархальными устоями, верностью государству, способностью в тяжелое для страны время к объединению и самопожертвованию.

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.