Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
Средства связи предложений в тексте
96122

Средства связи предложений в тексте

Содержание:




Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман. 

Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи: 

способы связи предложений в тексте

  • Цепной. Новое предложение связывается с предыдущим как звенья цепи. В двух смежных высказываниях повторяются определенные слова, говорится об одном и том же. Например, «Внезапно пошел дождь. Он сильно хлестал по веткам и заливал окрестные поля.» Слово «дождь» упоминается в первом предложении, далее повествование о нем продолжается. Линейный метод очень распространен, прост и понятен. 

  • Параллельный. Предложения кажутся не связанными друг с другом, однако они выстраиваются вокруг одного общего тезиса. Порядок эти параллельных высказываний неважен. Меняя местами, не изменить смысл абзаца. Например, «Пришла зима. Дачный поселок опустел. Голоса людей и далекие звуки тракторов уже не слышатся здесь рано поутру. Дороги и поля постепенно исчезают под глубоким снегом.» Фраза «Пришла зима.» является смысловым центром для остальных высказываний. Такие тексты подходят для рассказа сразу о нескольких явлениях, героях, вещах.

Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства. 

Средства связи предложений в тексте

Лексические средства 

  1. Лексические повторы
    • Например, «Она испекла большой торт. Торт был украшен взбитыми сливками и казался очень вкусным».

  2. Однокоренные слова 
    • Например, «Они решили купить этот дом и обосноваться в деревне. Их решение было роковой ошибкой».

  3. Синонимы, в том числе контекстуальные, родовидовые слова, описательные обороты
    • Например, «Художник творил в этой студии до конца своей жизни. Мастер создал здесь свои главные шедевры».

  4. Антонимы, в том числе и контекстуальные
    • Например, «Стало понятно, что друзей у нее было мало. Врагов было намного больше». 

  5. Слова-связки для логики изложения: так как, поэтому, следующее, в заключении и т.д. 
    • Например, «Весна в этих краях холодная. Вот почему нужно тепло одеваться даже в мае».

  6. Слова, связанные тематически
    • Например, «Поспел урожай. На следующей неделе был организован сбор фруктов и овощей».


Морфологические средства 

  1. Местоимения и местоименные наречия
    • Например, «Мама встала очень рано. Она не могла дождаться приезда моего брата».

  2. Союзы и частицы, особенно в начале предложения
    • Например, «Я не успел на автобус. Зато встретил друга, когда шел пешком».

  3. Наречия времени и места
    • Например, «Комната казалась заброшенной. На столе была пыль. С потолка свисала паутина. Везде царил беспорядок».

  4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме
    • Например, «Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах. С крыши падали последние капли дождя». 

  5. Степени сравнения прилагательных и наречий
    • Например, «Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел».


Синтаксические средства 

  1. Параллелизм. Одинаковый порядок слов в одинаковой той же морфологической форме. 
    • Например, «Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом.»

  2. Парцелляция — разбивка частей единого высказывания на отдельные предложения.
    • Например, «Я уже освоилась в этом городе. Хожу на работу. Встречаюсь с друзьями». 

  3. Неполные предложения
    • Например, «Знаете, как обитают панды? В Китае!» 

  4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы.
    • Например, «Во-первых, я хорошо готовлю. Во-вторых, продукты на ужин уже куплены». «Хотите поехать в Испанию? Начните путешествие с Барселоны!» 

  5. Использование прямого и обратного порядка слов
    • Например, «Никого она так не любила. Не любила за всю свою жизнь».

Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные. Рассмотрим их подробнее.

Служебные части речи

Частица

Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:

  • Формообразующие: бы, те, да (не путать с союзом), пусть.
  • Отрицательные: не, ни, нет.
  • Вопросительные: разве, неужели, да (ну). 
  • Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли
  • Уточняющие: именно, точно, как раз.
  • Выделительно-ограничительные: только, исключительно, лишь, почти.
  • Утвердительные: да, так, угу.
  • Указательные: вот, вон.
  • Восклицательные: что за, как.
  • Усилительные: даже, же, ведь.

Союз

Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:

  • Сочинительные (и, а, или, сколько..., столько и, а именно и др.)
  • Подчинительные (что, когда, чтобы, хотя, где, куда и др.) 

Самостоятельные части речи

Местоимения

  • Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах.
  • Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах 
  • Возвратное: себя 
  • Указательные: тот, те, этот и т.д. 
  • Определительные: сам, весь, каждый и т.д. 
  • Неопределенные: некто, нечто и т.д. 
  • Отрицательные: никто, ничто, никакой и т.д. 
  • Вопросительные: кто, что, сколько, кого и т.д. 

Наречия

Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, иногда предмета.

  • Обстоятельственные (по-летнему, очень, здесь, всегда, наперекор) 
  • Определительные (страшно, много, шагом, по-нашему, втроем) 

Практика ЕГЭ по русскому языку: 

Поделитесь в социальных сетях:
26 ноября 2019, 14:45


Как вы считаете, материал был полезен?

Для оценки комментариев необходимо «войти на сайт».
Иван
-1
«Знаете, как обитают панды? В Китае!»
Тут вместо «как», «где» должно быть? Или я ошибаюсь?
Иван
-1
«Комната казалась заброшенной. На столе была пыль. С потолка свисала паутина. Везде царил беспорядок.»
Где тут наречие?
×