Тропы
Тропы придают повествованию выразительности и красочности. Часто встречаются в художественных произведениях для создания образности.- Эпитет – образное определение, которое характеризует события, явления и объекты. Наиболее распространен троп в стихотворениях и прозе. Это прилагательное, подчеркивающее выразительные черты описываемого объекта, иногда эпитет выступает в роли наречия.
Примеры: лазурный закат, золотые руки, прекрасный портрет, синее море, веселое настроение, ждет нетерпеливо - Сравнение – сопоставление одного выражение с другим на основе общих черт или различий. Сравнительный оборот можно распознать по союзам: словно, будто, как, точно. Иногда союзов может не быть. В этом случае нужно поставить вопрос.
Примеры: крадется рысью (крадется, как кто?); ивы склонились над озером, точно шатер; его взгляд был холодным, точно лед; она лучше старшей сестры (лучше, чем кто?). - Метонимия – это перенос значения конкретного слова на схожее по смыслу выражение.
Примеры: переживал за судьбу мальчика весь вагон (естественно, вагон не мог испытывать чувств, переживали люди, находящиеся в вагоне), прочитать Чехова (прочитать можно не писателя, а его книги). - Синекдоха – одна из разновидностей метонимии, когда значение конкретного выражения переносится на обобщенное понятие, или, наоборот, с целого на одну часть.
Примеры: он берег каждую копейку (берег деньги); француз ликовал (французская армия праздновала победу). - Олицетворение – наделение неодушевленных объектов и явлений живыми свойствами. Один из распространенных тропов.
Примеры: разозлилась вьюга за окном, уходит осень, улыбнулось солнышко. - Перифраз – это тоже замена слова на синонимичное словосочетание. Иносказательное выражение описывает содержание слова, чтобы не допустить повтора.
Примеры: царь зверей (лев), братья меньшие (животные), канцелярские крысы (чиновники). - Метафора – скрытое сравнение, перенос признаков на объект, которому они не свойственны. – наделение неодушевленных объектов и явлений живыми свойствами. Один из распространенных тропов.
Примеры: щеки горят (щеки могут покраснеть от смущения, и кажется, что они горят, но гореть может огонь); солнце смотрится в воду (солнце опустилось низко над водой); жемчужины неба (речь идет о звездах, которые ярко сияют на небосклоне); золотая пора (сравнение с осенью). - Ирония – скрытая насмешка, осуждение, которое преподносится в виде наигранной похвалы, употребление выражения в противоположном значении
Примеры: все время об этом и думаю, лучше нашей столицы ничего не видывал, кому нужны такие красоты. - Гипербола – преувеличение с целью придания тексту яркой окраски, акцента.
Примеры: он – добрейший человек, его дочь в тысячу раз красивей. - Литота – намеренное преуменьшение фактов и событий.
Примеры: он был ростом с мизинец, он легче перышка. - Гротеск – смешение для творческой задумки реальности и фантастики, драмы и комедии, преувеличение реальности, которое придает событию фантастичность. Часто гротеск использован для разоблачения социального зла и в описании уродливо-смешных образов.
Примеры: градоначальник с фаршированной головой.
Синтаксические средства:
- Анафора – лексический повтор. Обычно одно и то же слово повторяется в начале строк стихотворений.
Примеры: это утро, радость эта, эта мощь… - Эпифора – противоположность анафоре, когда одно слово повторяется в конце строк или фраз.
Примеры: все мы немножечко лошади. Каждый из нас по-своему лошадь. - Антитеза – ярко выраженный контраст, противопоставление.
Примеры: вчера я рыдал, сегодня смеюсь; волос длинный – ум короткий; ты богат – я очень беден. - Градация – последовательность синонимов по эмоциональному нарастанию или затиханию.
Примеры: он понял, принял и смирился; ее глаза светились, сияли, горели. - Инверсия – нарушение привычного порядка слов в пользу выразительности или созвучности рифмы сказуемое стоит раньше подлежащего.
Примеры: не отдал царь лесной сокровище; белеет парус одинокий… - Лексический повтор – стилистический прием, заключающийся в специальном повторении фрагментов.
Примеры: спали дома, укрытые черной дымкой, спало море, спала она, окутанная безмятежным сном. - Оксюморон – сочетание противоположностей, до нелепости заостренное парадоксальное выражение.
Примеры: пьяный трезвенник, грустная радость, жидкие гвозди, глупая мудрость. - Риторический вопрос или восклицание – выражение чувств автора.
Примеры: что за диво! - Параллелизм – одинаковая конструкция следующих друг за другом предложений. Распространено для стихотворений.
Примеры: твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы. - Умолчание – прием, который использует автор, чтобы дать читателям додумать исход событий.
Примеры: Пример: могла б я больше рассказать, но надобно мне уезжать… - Эллипсис – пропущенное слово, которое легко восстановить по контексту.
Примеры: каждому – свое. - Парцелляция – разорванные и короткие предложения, следующие после полного предложения и дополняющие его смысл.
Примеры: Я наслаждался лесом. Свежо. Тихо. Птицы поют. - Однородные члены – это слова, выполняющие одну роль в предложении и являющиеся одним членом предложения.
Примеры: он шел тихо и медленно: в лесу много жителей: белки, сороки, медведи. - Вопросно-ответная форма – автор в произведении отвечает на свой вопрос.
Фонетические средства:
- Аллитерация – повторение в поэтическом произведении согласных для выразительного звучания.
Пример: хрустят и хрупки, как хрусталь. - Ассонанс – противоположность аллитерации, повторение гласных для творческого замысла автора.
Пример: думу думает свою. - Звукоподражание – звукопись, отражение природных явлений или событий с помощью повторения звуков.
Пример: кукушки кукование, топотание копыт.
Лексические средства:
- Антонимы – слова, обозначающие противоположности.
Пример: правда – ложь, добро – зло. - Синонимы – близкие по значению слова.
Пример: большой, огромный, гигантский, великий. - Омонимы – схожие по звучанию и написанию слова, различающиеся значением.
Пример: ключ (дверной, родник), лук (оружие, овощ). - Паронимы – созвучные слова с общим корнем.
Пример: надеть – одеть. - Архаизмы – устаревшие фразы и слова.
Пример: чело (лоб), выя (шея).
Практика ЕГЭ по русскому языку:
Как вы считаете, материал был полезен?