7.10.2019

Авторская позиция. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Художественные средства. Речевая характеристика героя

Тема – события, по задумке автора, составляющие базу его произведения. Говоря иначе, тема – то, о чем повествует нам автор.

Идея – это главная мысль и эмоциональный элемент, идея включает в себя смысл. Её не всегда просто понять, иногда нужно прочесть текст не один раз, тщательно анализируя информацию.

Проблематика – сумма проблем. Небольшие проблемы часто конкретизируют центральную проблему или быть полностью самостоятельными.

Проблема – это ничто иное, как главный авторский вопрос, он может быть:

  • Философским
  • Национально-историческим
  • Социально-политическим
  • Нравственно-этическим.

Сюжет – вот то, на что опираются в повседневной жизни, рекомендуя рассказ или роман. Это событийное его наполнение. Сюжет выявляет характеры, иногда проливает свет на позицию автора по отношению к пространству, времени, явлениям.

Композиция – способ построения литературного произведения. Композиционное построение – скелет текста, оно необходимо для развернутого воплощения идеи и решения проблем.

Сюжетная и несюжетная композиция делится на:

  • композиция сюжета
  • группировка центральных персонажей
  • расстановка второстепенных лиц
  • манера повествования (от первого/третьего лица, в эпистолярном жанре и др.)
  • речевые особенности
  • композиция несюжетных элементов

Эпиграф – важное для понимания идеи краткое изречение перед началом текста. Автор часто выбирает несколько фраз, четверостишие из известных произведений.

Антитеза – прием противопоставления, намеренное использование антонимов: небо и земля, как черное и белое.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ

Экспозиция

Служит входом в текст. В начале читатель узнает отправную точку повествования, предпосылки будущих конфликтов.

Автор очерчивает круг лиц, первоначально двигающих сюжет, возможно, дает отсылки в прошлое. Экспозиция не всегда бывает прямой, то есть не всегда с нее начинается история может быть и задержанная экспозиция в середине или почти в конце.

Завязка

Ключевое событие или цепочка явлений, знаменующих начало действия. Появляется конфликт или прямые к нему предпосылки.

Кульминация

Пик в развитии действия. Сменяется спадом напряжения.

Развязка

Исход, финальная стадия повествования. Происходит решение конфликтов тем или иным способом.

Эпилог

Финал. Сюжет практически закончился. Герои становятся статичными изображениями. Писатель рассказывает о будущем героев.

 

Лирическое отступление, упомянутое выше, - это распространенный прием, используемый автором для возможности выразить личное субъективное мнение. Этот авторский голос не всегда напрямую связан с текущими событиями в книге, но не выходит за рамки идеи и темы.

 

Конфликт – острые противоречия, формирующие ход сюжета. Вся мировая и русская литература объединяется общими типами конфликта:

  • между главными героями
  • между главным героем и второстепенными персонажами
  • между героем и обществом
  • конфликт героя с самим собой

 

АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ

Этот человек незримо присутствует в книге, но не принадлежит числу героев. Например, Максим Максимович отлично знает Печорина.

Когда автор-повествователь становится Рассказчиком, то он наделяет себя характером, манерами и привычками.

Иногда есть соблазн слить автора и рассказчика в одну персону. Как видно из таблиц, этого делать не стоит.

Автор

Образ автора, рассказчик

Создатель

Персонаж

Авторский опыт и представления о мире

Практически совпадает с автором или намеренно

отдаляется от него

 

Обладает чертами героя-рассказчика

ПЕРСОНАЖИ

В центре может быть один главный персонаж («Обломов»), в других – группа («Мертвые души»). Характер - это и индивидуальное, и типическое.

Тип – это собирательный образ согласно историческому моменту или проблематике.

Герой лирический – образ поэта, его внутренний мир виден при переживании конкретной ситуации. Лирический герой иногда имеет собственное жизнеописание, но практически всегда за ним стоит автор.

Интерьер изображает обстановку комнаты, дома, места действия. Иногда включает выразительные художественные детали для характеристики внутреннего мира или состояния.

СИСТЕМА ОБРАЗОВ

Это совокупность художественных образов не только действующих лиц, но и детали, подтекст, символы и т.д.

Портрет помогает воображению представить действующее лицо, тем самым очеловечить его, заставить воспринимать как живого индивида. Автор дает описание физического облика (лицо, фигура, типичные жесты, одежда) и приводит психологический портрет для параллелей внешности и внутреннего мира.

Пейзаж в истории не всегда простой природный фон, но прием описания состояния персонажа, напряженности конфликта.( Эпопея Л. Толстого «Война и мир»).

«Говорящая фамилия» помогает дать развернутую характеристику персонажа одним словом. Фамилия отражает яркую черту характера или поведения. (Простаков, Вральман и т.д. в комедии Фонвизина «Недоросль»).

Ремарка, как правило, появляется в произведениях драматического плана. Ими автор поясняет действие и помогает актерам при постановке пьесы.

«ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ» И «ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ»

Вечное – нечто важное для всех наций с древности и до наших дней.

Вечные темы:

  • Любовь
  • Красота
  • Жизнь
  • Смерть
  • Война
  • Верность

Вечные образы – герои, ставшие нарицательными (Плюшкин, Обломов).

ПАФОС. ФАБУЛА

  • Пафос – момент наивысшей восторженности героев, пик чувств. Это вызывает отклика читателя.
  • Фабула – ряд событий, простроенный в задуманной последовательности и представляющий сюжет произведения. Фабула не всегда совпадает с сюжетом.

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ

  • Диалог – общение персонажей. Разговор двигает действие и характеризует героев.
  • Монолог – самостоятельная речь персонажа, выражает мысли, чувства, призыв к действиям. Разговор героя с самим собой называют внутренним монологом.
  • Сказ – жанр и тип повествования, создающий эффект живой речи, часто с простонародными выражениями и даже сниженной лексикой

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.