7.10.2019

Деталь. Символ. Подтекст

Деталь – художественный прием, который подчеркивает вещественную или событийную достоверность, придавая написанному дополнительную выразительность. Обстановка, пейзаж, внешность помогают представить изображаемую сцену, предмет или характер в своей индивидуальности. Читая произведения классиков, можно быть уверенным, у каждой детали есть функция и смысловая нагрузка. Литературоведы классифицируют художественные детали, выявляя фактографические (прорисовывающие факты действительности), символические (деталь – символ самостоятельного образа, несущего иносказательный смысл), психологические (необходимы для раскрытия внутреннего мира персонажа) и др.

В рассказе Чехова «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов несколько раз снимает шинель, надевает вновь, запахивается в нее. Эта деталь показывает изменение поведения в зависимости от обстоятельств. Гоголь почти незаметно дополняет образ Плюшкина деталью – его часы с остановившимся маятником, затянутые паутиной, можно воспринимать как остановившееся для героя время

Символ – это изображение или предмет, который обозначает что-то еще. Это может быть буква, которая является символом звука. Флаги являются символами наций. В литературе это художественный образ, раскрывающийся через сравнение с другими понятиями. Символы добавляют многослойность и глубину в историю. Они похожи на метафору или аллегорию, но имеют безграничное количество значений. Слово «весна» в произведении часто обозначает не только конкретное время года, но и начало жизни или наступление нового этапа, пробуждение симпатии или любви. Символ уводит читателя за пределы материального, стремясь постичь «высшую» сферу.

Сравнение, художественная деталь, пейзаж и даже заголовок и литературный герой может быть символом. Так, название пьесы Островского «Гроза» стало символом отчаяния и очищения. Плюшкин – символ крайне скупого человека: «Прореха на теле человеческом».

Подтекст — скрытый, не выраженный явно смысл текста. Это огромный жизненный опыт, знания, размышления писателя, которые расшифрует каждый вдумчивый читатель. Для этого иногда достаточно соотносить фрагменты текста друг с другом, обращать внимание на ассоциации, повторы и реминисценцию. Эрнест Хемингуэй, который опирался на подтекст в своем минималистском подходе к письму, даже придумал для него термин: теория айсберга. Он полагал, что более глубокие линии сюжета должны находится под поверхностью текста, как большая часть айсберга под водой.

Хемингуэй, однако, не первооткрыватель подтекста – Чехов широко его использовал в своих рассказах, у Льва Толстого подтекст улавливается в «Анне Карениной». У американского же автора подтекст настолько важен, что образовывает второй, не менее весомый план повествования, не совпадающий с первым, но даже противоречащий ему. И в то же время подтекст не существует без основного текста, с этой целью специально и очень точно организованного.

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.