7.10.2019

Художественный образ. Художественное время и пространство

Художественный образ

Все мастера искусства: поэт, художник, музыкант, отражают свои представления о мире. Каждый вид искусства имеет в своем арсенале особые средства для отражения действительности. Не важно, говорим ли мы о музыке с ее ритмом, звуком, тоном; о живописи, где правят цвет, форма, линия или о литературе с ее силой слова. Однако, их объединяет художественный образ. Это не простое копирование и художественное преобразование всего, что видит автор, а суть жизни, ее сокровенный смысл.

В будничном, частном образ раскрывает высшую идею, что-то вечное. Язык аллегорий, метафор и символов предлагают нам произведения искусства. Например, в драме А. Н. Островского «Гроза» изображается не просто женщина в поисках своего счастья, воспевается душевное благородство, стремление к свободе, к борьбе за нее и протесту против темного общества.

Черты художественного образа

  • Обобщение и типизация явления. Чаще это воплощения общего в индивидуальном. Автор настолько ясно и ярко прописывает персонажа, что его имя почти сразу становится нарицательным. Например, Обломов из одноименного романа И. А. Гончарова или Отелло у Шекспира.
  • Экспрессивность. Автор выражает свое идейно-эмоциональное отношение к субъекту повествования.
  • Самодостаточность. Она объясняет многозначность трактовок образа. Персонаж или объект не одномерен, его можно и нужно интерпретировать. Критики литературы и читатели в различные эпохи часто спорят о прочтении и толковании того, что хотел выразить автор. Например, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
  • Изменчивость. С течением времени художественный образ меняет свои формы. Это логичная трансформация неизбежна с изменением понятия красоты и истины в разных художественных направлениях (классицизм, романтизм, реализм, постмодернизм).

Художественное время и пространство

Любое произведение не может существовать вне времени. В зависимости от объема и жанра – это короткий или длительный период действительности. Восприятие времени при этом не всегда объективно: намеренно или случайно время «замирает» или «мигом пролетает».

В произведении события обычно следуют одно за другим. Следя за сюжетом, читатель вместе с героями проживает часы, недели, года. При этом не на каждой странице будет дневниковая точность, на то или иное время указывает логика повествования, слова и действия персонажей.

Наряду со временем важно упомянуть и художественное пространство. Авторы используют для своих целей:

  • открытое,
  • закрытое,
  • замкнутое,
  • природное,
  • бытовое,
  • беспредельное,
  • неподвижное пространства.

При этом пространство указывает не только на места действия. В широком смысле его обозначение имеет особую смысловую нагрузку. Тесная убогая комнатушка может быть местом действия, а также символом тесноты духовной, унижения, несвободы литературного героя.

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.