ПСИХОЛОГИЗМ
Писатель в своих произведениях так или иначе говорит о чувствах и переживаниях человека. Однако, степень демонстрации внутреннего мира личности всегда разная. Поверхностная констатация и фиксация чувства персонажа («Мальчик загрустил») имеет место быть, но не считается психологическим анализом.
При подробном анализе автор как хирург поникает к очагу переживаний, анализирует состояния души, обращает внимание на мельчайшие оттенки настроения. Часто психологический анализ называют просто психологизмом.
О психологизме принято рассуждать на примере больших эпических произведений. Вместе с речью автора, репликами персонажей и их действиями рождается психологизм.
Когда писатель освещает только особенности поведения, мимики, внешности героя, можно говорить о косвенном психологизме, то есть о не всегда однозначно интерпретированных деталях. Приемы такого психологизма многочисленны: пейзаж, интерьер и др.
Авторы не стремятся упрощать задачу читателя: умолчание – один из приемов психологизма. В этом случае мы сами должны проводить психологический анализ.
Когда автор показывает героя «изнутри», непосредственно обнажая то, что с ним происходит, психологизм называют прямым. Для этого демонстрируются:
- Прямая речь
- Косвенная речь
- Внутренний монолог
- Сны
- Поток сознания
В лирике чувства героя обозначены метафорически, субъективно, но очень подробно и искренне.
В классическом драматическом произведении мир персонажа раскрывается в его монологах. Однако в драме XX вв. писатель подключает оттенки интонации, мимику и жесты.
ИСТОРИЗМ
Это способность литературы отображать живой облик эпохи в человеческих образах и проблематике. В узком смысле под историзмом произведения понимают верный и тонкий смысл исторических событий настоящего и прошлого («Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина»).
Цели историзма в литературе:
- Достоверность литературного произведения
- Воссоздание особенности колорита и была для воплощения идеи
- Полное погружение в эпоху и действие
НАРОДНОСТЬ
Слово говорит само за себя – это наполненность литературных произведений бытом, идеями, чувствами народных масс, выражение их интересов. Впервые заговорили о народности в XIX веке, постепенно уходя от изображения в книгах жизни только высших сословий. Народ стал объектом и субъектом в литературе.
Народность проявляется в двух видах:
- Ее выявление в самом духе поэзии или прозы, созданием глубокой связи с народом, обозначением приоритетов, важных для каждой национальной культуры. По мнению критика В.Г. Белинского, литературный труд можно считать народным только при полном отражении в нем эпохи.
- Показ в литературном творчестве психологии простого народа, прочная связь с древней народной символикой, а также изображение событий и их оценка с позиций народного мнения.
Смотрите также:
Как вы считаете, материал был полезен?