Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.
Основные понятия системы стихосложения
Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
Стих | Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности. |
Ритмика стиха | Подчиняется трем основным схемам:
Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника. |
Дольник | — (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки. НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — — |
Акцентный стих | тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов. |
Виды строф в лирике
Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация | Земную жизнь пройдя до половины, (Данте А. «Божественная комедия») |
Четверостишие: катрен, стансы | В надежде славы и добра (Пушкин А.С. «Стансы») |
Пятистишие | Собрались люди мудрые (Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности») |
Шестистишие: секстина | Какая ночь! Как воздух чист, (Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист...») |
Семистишие: септима | «Скажи-ка, дядя, ведь не даром (Лермонтов М.Ю. «Бородино») |
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Твердые стихотворные формы
Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения
Рифма
Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:
- Верлибр – синтез прозы и стиха: деление на строчки, последнее слово которых обязательно акцентируется – от поэзии, а отсутствие четкой ритмики и рифмы – от прозы.
- Белый стих – подчинение речи законам поэтической ритмики, но свободное окончание не зарифмованных между собой строчек.
Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.
Стопа
Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.
Стихотворный размер
Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.
Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):
Двусложный размер
Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.
- Первый пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб.
- Второй пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы.
Трехсложный размер
Трехсложных размеров три:
- дактиль – Убб (КтО бы ни звАл – не хо чУ – Убб/Убб/У);
- амфибрахий – бУб/ (обхОдит владЕнья своИ – бУб/бУб/бУ);
- анапест – ббУ/ (одинОкая жИзнь не милА – ббУ/ббУ/ббУ).
Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:
- Хорей: ВАня-ВАн-ВАн-ВАн
- Ямб: ИвАн-ИвАн-ИвАн-ИвАн
- Дактиль: ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка
- Амфибрахий: ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша
- Анапест: ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн
Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.
Смотри также:
Как вы считаете, материал был полезен?