Интерес к сказочному повествованию зародился у поэта в Лицее, там он начал писать поэму «Руслан и Людмила». Однако цикл из 5 сказок Пушкина был написан в 30-е годы XIX в.
Здесь вы найдете перечень, а также разбор с кратким содержанием пяти сказок Пушкина: когда они были написаны, как в них отражаются перипетии жизни поэта и общественных событий
Узнаем, какие 5 сказок написал Пушкин и кто их герои.
«Сказка о попе и его работнике Балде» (1830)
Первая из 5 сказок Александра Сергеевича Пушкина. Наброски есть в записях 1824 г. Поэт мог услышать ее от Арины Родионовны.
Поп, подыскивавший дешевого слугу, изображен жадным, хитрым, ограниченным. Балда, подрядившийся работать за вареную полбу (разновидность пшеницы) и «три щелчка… по лбу» попу — трудолюбивый и смекалистый.
Пришел час расчета за труды, но поп не горит желанием получить три щелчка. Он придумывает невыполнимые задания и отправляет слугу к чертям. Однако Балда одерживает верх и над ними и приносит хозяину «оброк за три года». Характеристика церковника негативна: он собирает дань за службу не с кого-нибудь, а с чертей!
В финале Балда остается в выигрыше. Второму персонажу урок: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
Антиклерикальная направленность очевидна. При жизни автора не печаталась. Жуковский в первом издании заменил слово «поп» на «Кузьма Остолоп». В оригинале издана в 1882.
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Полное название второй из пяти сказок Пушкина. Ее появление — результат литературного состязания с Жуковским: поэты поспорили, кто лучше напишет историю на народный сюжет.
В тексте с иронией описывается царь: любит подслушивать (аналогия с Тайным отделением Бенкендорфа?), поддается влиянию придворных. Поверив клевете завистниц (примечательно, что это женщины: «ткачиха, повариха, сватья-баба Бабариха»), он прогоняет ни в чем не повинную жену с ребенком. Наказание сурово — «и царицу, и приплод тайно бросить в бездну вод». Путешествие в бочке заканчивается удачно, Гвидон становится властителем острова, все живут счастливо и изобильно. Князь женится на Царевне-Лебеди.
Клеветницы забирают власть над царем Салтаном. Трижды купцы привозят ему вести о «чудном острове» и князе Гвидоне, наконец он соглашается принять приглашение — и вот счастливый финал: клевета разоблачена, семья воссоединяется. Одна из самых «волшебных» сказок поэта: здесь и белочка с изумрудными орешками, и превращения Гвидона в насекомых, и тридцать богатырей, выходящих из моря.
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Взяв источником сюжет произведения братьев Гримм, Пушкин переосмыслил его в народных традициях.
В центре — семейные взаимоотношения. Злая жена и добрый муж. Старик вначале отпускает рыбку на волю, но старуха заставляет его «взять выкуп». Трижды (традиционное сказочное число) сварливая женщина получает желаемое. Супруг ее каждый раз оказывается не у дел, да еще и выгнанным «с глаз долой».
Но когда аппетиты героини вырастают до «владычицы морской», следует наказание: волшебство исчезает, и старуха остается «у разбитого корыта». Этот фразеологизм в современном языке означает несостоявшуюся жизнь, уничтоженные иллюзии.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1833)
Завязка — традиционный сюжет о злой мачехе и кроткой падчерице (вспомним «Василису Прекрасную»).
Зависть теряющей привлекательность царицы к молодости царевны пробуждает в ней желание «извести» соперницу. Так появляется чернавка (служанка, работавшая по дому). Вначале по приказу хозяйки она отводит падчерицу в лес, но не связывает ее, а отпускает, пожалев.
Волшебное зеркальце открывает царице правду, и она, разгневанная, замышляет второе злодейство. Живущая у семи богатырей девушка, надкусив отравленное яблоко, падает замертво.
Королевич Елисей отправляется на поиски невесты. Силы природы помогают юноше. Он находит пещеру, где в хрустальном гробу спит возлюбленная. Поцелуй воскрешает ее. Герои счастливы. Мачеха наказана.
Поцелуй, оживляющий заколдованную принцессу — элемент бродячего сюжета фольклора.
«Сказка о Золотом Петушке» (1834)
Последняя из 5 сказок А. С. Пушкина. А. Ахматова определила, что в основе — новелла «Легенда об арабском звездочете» Ирвинга.
Царь Додон «смолоду был грозен» и воевал с соседями. Устав от постоянных войн, он попросил Звездочета о помощи. Подаренный мудрецом золотой петушок должен был предупреждать о приближении врагов. Царь пообещал заплатить за такой подарок исполнением любой воли волшебника.
Встреча с Шемаханской царицей заставила властителя забыть о гибели своих сыновей, о войнах и об обещании, данном Звездочету. В ответ на просьбу отдать ему «девицу, Шемаханскую царицу» Дадон его убил. Однако Золотой петушок отомстил за мудреца: клюнул царя в темя. Урок властителю, не умеющему исполнять обещанное — намек на отношения автора с Николаем I, которые обострились в 1834, в год написания произведения.
Как вы считаете, материал был полезен?