ЕГЭ 10.10.2019

​​​​​​​Государство, его признаки, атрибуты и функции

Согласно историческому плану, государство можно определить, как – общественное образование, которое управляет людьми с помощью власти, проживающее на закреплённой границами территории. Существование государства обусловлено защитой, обеспечением порядка и предоставлению благ гражданам страны.

В структурной форме государство – совокупность организаций, призванных выполнять законодательную, исполнительную и судебную власть.

Государство – территориальное образование, с наличием политической власти, регулирующей специальными манизмами управления общество, для функционирования и жизнедеятельности страны. Государство представлено важным институтом в обществе, обусловлено суверенностью и управляющее жизнедеятельностью населения.

Теории о происхождении государства

  1. Теологическая теория – была предложена такими деятелями, как Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Д. Мерьсе. Согласно концепции, государство создано Божьей волей, власть представляется вечной и нерушимой.
  2. Патриархальная теория - предложена Аристотелем, Р. Филмером, Н.К. Михайловским. Государство – результат увеличения семьи, где глава страны представлен отцом-патриархом по отношению к народу, который обязан его уважать и слушать.
  3. Договорная теория - берёт своё начало в 17-18 вв., представители течения – Ж. –Ж. Руссо, Г. Гроций. Власть представлена народом, где государственные службы обязаны отчитываться перед людьми за использование ресурсов и полномочий. Государство – объединение граждан, где в основе лежит договор, в котором они передают государству долю своей свободы и власти, в свою очередь правительство обязуется выполнять обязательства перед народом.
  4. Теория насилия - берущая начало в 19 в., представителями которой являлись Е. Дюринг, Л. Гумплович. Государство основывается на военных и политических органах, которые берут под контроль и управляют захваченными территориями. Государство представлено не развитием общества, а навязанной силой.
  5. Органическая теория – основанная в 19 в. Г. Спенсером, Р. Вормсом, Г. Прейсом. Согласно концепции, государство представлено единым организмом, где каждая сфера подобная органам в человеческом теле, которые вместе создают организм. В природе с помощью естественного отбора остаются сильнейшие организмы, приспосабливающиеся к окружающей среде, так и государство приспосабливается к войнам и борьбе, в ходе которых складываются государства и правительство.
  6. Материалистическая теория – предложена К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным. Теория объясняет возникновение государства из-за потребности социальных и экономических благ (производство, разделение труда, частная собственность). Вследствие владения собственностью возникает государство и власть.
  7. Психологическая теория – предложена З. Фрейдом, Г. Тардом и Л.И. Петражицким. Согласно концепции, государство – результат психической деятельности человека, потребности в общении и подчинении.
  8. Патримониальная теория – концепция К. Галлера. Государство возникло как реакция на земельную собственность.
  9. Ирригационная теория – возникновение государства объясняется строительством гидравлических построек в аграрных типах общества, в результате чего увеличилось число чиновников, обеспечивающих пользование сооружений гражданам.

Признаки государства

  • Официально закреплённая территория государственными границами, где распространяются законы.
  • Публичная власть представлена независимой от общественных организаций; политическое управление осуществляется группой уполномоченных лиц.
  • Все граждане подчиняются верховной власти, их организациям и органам.
  • Возможность применения силы (монополия на насилие). Наличие силовых учреждений: полиция, армия, тюрьма, прокуратура, суд.
  • Законное налогообложение, целью которого представлено содержание государственных организаций, служб и обеспечения политики – безопасности, экономической и т.д.
  • С рождение человек получает статус гражданина страны.
  • Государство вправе принуждать к праву субъектов своего государства и осуществляется уполномоченными органами в ситуациях, указанных законом.
  • Изменение, принятие законов.
  • Использование и накопление ресурсов (политических, экономических, социальных, природных и т.д.) для осуществления государственной деятельности.
  • Государство представляется всем населением, а не отдельно взятыми индивидами или социальными группами.
  • Каждое государство имеет отличительную символику (символ, герб, гимн, флаг) и атрибуты власти.
  • Осуществление оборонной политики.
  • Совокупность систем (транспортная, правовая, информационная и т.д.).

Атрибуты государства

Территория – официально закреплённые границы страны, разделяющие суверенность других стран.

Население – граждане страны, на которых действует законодательство, власть и обеспечивается государственная защита.

Аппарат – совокупность учреждений, наличие управляющего класса, с помощью которых обеспечивается деятельность государства, издание или изменение законов, обязательных для всех индивидов.

Функции государства – направления жизнедеятельности государства, наполненные содержанием, где объясняется смысл и сущность государства и общественной жизни.

Классификация и виды функций

  1. Государственное воздействие на общественные отношения:
    • Охранительная – государство обеспечивает безопасность своим гражданам.
    • Регулятивные – развитие и обеспечение общественных отношений в государственной деятельности.
  2. Важность общества: основные и второстепенные (обеспечение условий для развития населения, поддержание безопасности).
  3. Объекты воздействия по жизнедеятельности государства: внутренние и внешние.
  4. Интересы разных групп населения: социальные слои (классовая система), общесоциальные (недоклассовые).
  5. Время действия: постоянные и временные (развитие культурного уровня, ликвидация безграмотности).

Внутренние функции – деятельность государства, направленная на управление жизнедеятельности населения. Они разделяются на:

1. Основные – осуществимые правительством. Основные задачи выражены в обеспечении социального порядка, охраны, свободы населения; установление законов; охрана общественных отношений; финансовое регулирование; налогообложение; распределение финансов по различным областям.

2. Неосновные – характеризуются традиционным характером, т.е. основные вопросы здравоохранения, транспортной системы, образования, управление СМИ.

Политические функции – организация народовластия и функционирование демократического строя.

Экономические функции – регулирование экономических взаимоотношений, контроль за экономическими оборотами.

Социальная функция – регулирование общественных стандартов жизни (прожиточный минимум, установление пенсий и заработных плат), поддержка некоторых категорий населения (инвалиды, малоимущие и т.д.).

Финансовый контроль – контроль за сбором налогов; создание государственного бюджета; установление денежной политики.

Правоохранительные функции – обеспечение безопасности населению; защита имущества; функционирование законов; борьба с преступностью.

Экологические функции – программы по защите окружающей среды; правила природного пользования; регулирование экологических стандартов.

Функция развития культуры, научной деятельности, образования, направленная на самосовершенствования личности.

Регулирование этнических отношений.

Внешние функции – деятельность государства на мировом уровне:

  • Использование армии, с целью решения внешних политических проблем;
  • Дипломатическая деятельность задаёт мировые интересы;
  • Обеспечение экономической деятельности вне страны, защита экономического потенциала.
  • Сотрудничество, обмен культурами, улучшение связей с другими государствами во всех областях.

Формы осуществления функций государства – реализация функций государства, по средствам специализированных органов.

  1. Правовая форма: обеспечение правовой защитой.
  2. Организационные формы: задаёт деятельность в хозяйственной и идеологической сфере.

Методы осуществления функций государства – обеспечение функций государственных органов, через убеждение или принуждение, санкции или поощрение.

Государство придавлено многофункциональным институтом, который включает в себя: законодательные органы, исполнительные учреждения, правоохранительные органы, судебная система и т.д. Правительство – главный распорядительный орган в государстве.

Форма государства определяется культурным развитием (традициями, ценностями, нормами); внешнеполитическими отношениями, историческим прошлым. Она включает в себя: форму правления, устройство и политический режим, которые представляют единое целое.

1. Форма правления – организация государственной власти, которая задаёт структуру органов, тип отношений с населением, участие людей в образовании государственных органов.

Монархия – тип правления, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного человека или семьи, которая передаётся из поколения в поколение. Она разделяется на:

Абсолютная монархия – государственная власть всецело принадлежит монарху (королю, императору, эмиру и т.д.), не ограничиваясь государственными органами. В странах с абсолютной монархией присутствует парламент, но он не имеет власти, а носит консультативный характер. Страны-представители – Бруней, Оман, Бутан, Катар, Бахрейн и Саудовская Аравия.

Ограниченная монархия – государственная власть помимо монарха, принадлежит парламенту, действующим на основании конституции. Она разделяется на дуалистический и парламентский тип. Дуалистическая монархия – глава государства выполняет свои функции вместе с представительными органами (парламентом). Монарх вправе выбрать членов парламента, которые будут нести ответственность перед главой. Дуалистическая монархия представлена в Непале, Кувейте и Иордании. Парламентская монархия – власть главы государства ограничена представительными органами. Правительство представляет результат победы партии, выигравшей в голосовании. Парламент выбирается населением. Глава государства носит церемониальный характер, представляя традиции и обычаи государства. Парламентские монархии – Дания, Испания, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Норвегия и т.д.

Республика – тип правления, характеризуется избранием государственного правительства населением страны, на основании государственного голосования. Правительственные органы носят коллегиальный характер в то врем как народ представлен источников власти. Выбранные лица или политические партии несут ответственность перед населением.

Президентская республика – глава государства представлен главной исполнительной власть. Который назначает и снимает с должности членов государственных органов. Правительство отчитывается перед президентом, т.к. имеет разделение власти. Глава выбирается на определённый срок путём всеобщего голосования. Страны-представители: США, Бразилия, Аргентина, Египет и т.д.

Парламентская республика – власть в государстве принадлежит председателю правительства. Парламент определяет правительство, где парламент несёт ответственность за свои действия перед правительством. Страны-представители: Греция, Германия, Индия, Италия и т.д.

Парламентско-президентская республика (смешанная) – представлена смешанным типом, где парламент и президент имеют взаимоуровновешеваемую власть. В число представителей этого вида входит и РФ.

2. Политический режим – комплекс мер осуществления верховной власти, задающий обстановку в стране (уровень свободы индивидов, наличие прав). Политический режим разделяется на демократический и недемократический.

3. Территориальное устройство государства – официально закреплённые границы государства. Проявляется в взаимоотношениях страны с составными частями.

Формы государственно-территориального устройства:

1. Унитарное государство – страна представлена административно-территориальными частями, которые находятся в подчинении государственной власти, обладают суверенитетом и единством. Признаки унитарного государства: наличие административно-территориальных единиц; действие законодательства на территории областей; наличие судебной системы; гражданство; пользование финансов из общего бюджета страны.

Унитарные государства в свою очередь разделяются на централизованные (административные вопросы решает правительство, функции контроля передают выбранному индивиду или группе); децентрализованные (наличие власти в административно-территориальной единице); сверхцентрализованные (в ходе революций и военных действий устанавливается свой режим). Унитарные государства представлены: Испания, Турция, Франция, Монголия, Украина и т.д.

2. Федерация – объединённые территориальные подразделения в союзное государство, в состав которых входят субъекты, обладающие самостоятельностью и отдельной властью. Федерация – результат соединения независимых стран в одну. Признаки федеративного государства: объединённые территориальные единицы в единой государство; федеральные органы представлены верховной властью; административные-территории обладают своей конституцией.

3. Конфедерация – достижение целей, при помощи объединении государств. Такие союзы носят неустойчивый характер с шансом объединения в федерация. Пример: Германский союз, Швейцарский союз и т.д.

 

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.