Политическое лидерство. Функции и типология политических лидеров

Политическое лидерство – систематическое воздействие влияющего лица на другие лица или организации, социальную группу или общество. Лидерство признается как специальный статус, позволяющий разрабатывать и принимать властные решения, зачастую статус принадлежит руководящим должностям. Также лидерство определяется как специфический метод поведения социальной группы, которая удовлетворяет потребности населения, обладая властными полномочиями. Лидер взаимодействует с обществом в целом, распространяя свою идеологию на массы.

Определяющие аспекты политического лидерства: черты характера влиятельного лица; инструментарий, направленный на реализацию полномочий; ситуации, сопровождающие политического лидера в ходе его деятельности.

Характерные черты и свойства личности, необходимые лидеру

Качества Характеристика
Природные качества – это те биологические характеристики, которые заложены с рождения (харизма, трудолюбие, решимость, чутьё, сила воли и т.д.).
Нравственные качества – личностные установки каждого индивида (честность, гуманизм, верность своей деятельности, благородство, неподкупность, забота об обществе и т.д.).
Профессиональные качества – достигнутые знания и умения в ходе систематического обучения в средних и высших учебных заведениях (отстаивание своего мнения, глубина познаний, ораторские способности, компромиссы, чувство такта, толерантность, компетентность и т.д. Компромисс имеет большое значение в профессиональных качествах, т.к. позволяет лидеру быть гибким и подстраиваться под ситуации, извлекая максимальную выгоду).

Инструменты власти, используемые политическим лидеромполитические партии; судебная система; законодательные орган; СМИ; аппарат бюрократии.

Типология политических лидеров

  1. По целям и воздействия на общество:
    • консерваторы (стремление сохранить статус-кво социума);
    • реформаторы (главная цель – изменение властных структур, которое сопровождается широкими реформаторскими действиями);
    • революционеры (основная цель связана со стремлением радикально изменить общественную систему, порой с использованием восстаний и военных действий).

  2. От видов ресурса и авторитета:
    • традиционные (основывается на господствующих традициях и нормах. Подчинение происходит на основаниях веры религии, святости, передачи власти по наследству. Право стать лидером приобретается с момента рождения наследника. Традиционная система представлена управлением вождей, монархов, старшин и т.д.);
    • рационально-легальное (второе название системы – бюрократическая. Система построена на легальности избираемого лидера, рациональном мышлении политического деятеля, передача полномочий. Власть распределяется законодательством и правовыми нормами, которые признаются социумом);
    • харизматическое (власть лидера построена на харизматических качествах, которые признаются обществом, определяясь как исключительность черт характера).

  3. В зависимости от методов управления обществом:
    • демократический (строится на гуманизме, где имеют значения достоинства личности),
    • авторитарный (стиль методов управления, характеризующимися недемократическими характеристиками; авторитарные методы опираются на монополию власти, которой владеют деспоты, тираны, диктаторы).

  4. В зависимости от личностных качеств политического лидера в той или иной ситуации:
    • Лидер-«знаменосец» – индивид, имеющих собственные цели и видение объективной действительности; занимается разработкой программ и стратегий на политическую систему общества.
    • Лидер-«служитель» - лидер, имеющий группу приверженцев, взгляды которых он транслирует в общество.
    • Лидер-«торговец» - яркий политик, который презентабельно преподносит свои идеи обществу, убеждая их в правильности решения и желанию осуществления задуманного.
    • Лидер-«пожарный» - деятель, который решает острые проблемы, по мере возникновения. Решает трудности, вставшие перед его приверженцами и избирателями, стремясь разрешить проблемы и удовлетворить потребности.

  5. По способу утверждения лидерства:
    • формальное (деятель, занимающий руководящий пост, который был назначен на должность органами свыше, имеет протокол действий и полномочий),
    • неформальное (сложено в ходе взаимодействий с социальной группой).

  6. Психологическая концепция: разработана Фрейдом, согласно идее, акцент ставится на мотивации действий лидера.

Функции политический лидеров

  1. Аналитическая функция – связана с глубоким анализом происходящего в объективной реальности, внимание уделяется объективным и субъективным факторам.
  2. Разработка программы действий.
  3. Мобилизация государства для выполнения принятой программы действий.
  4. Новаторская функция – политический деятель занят разработкой нового плана и программы развития общества, составляя новые стратегии действий, совершая реорганизацию политической системы; направлено на улучшения качества жизни общества.
  5. Коммуникативная функция – предоставление необходимых потребностей и интересов населения в политических митингах и демонстрациях, в программах политических деятелей.
  6. Организаторская функция – объединение населения для воплощения принятых решений в жизнь государства, сплочение различных социальных групп и классов, объединения сторонников реформаторства.
  7. Координационная функция – заключается в координации интересов и действий субъектов политических изменений (институты политического назначения).
  8. Интегративная функция – стремление сохранить стабильную остановку в обществе, поддержание мира; сплочение социальных групп и политических сил государства.
  9. Институционалистская функция – разработка политическим лидером механизма реализации намеченных планов.
  10. Функция легитимности политического порядка – признание и обожествление населением политического лидера.
  11. Функция арбитража и патронажа – осуществлять защиту наслоения от бюрократии и беззаконности, быть воплощением справедливости и порядка.
  12. Функция поддержания консенсуса – осуществление мер по сплочённости населения, своевременное решение проблем.

 

Специфически особенности политического лидерства:

Типология политических стилей

  1. Инструментальный стиль направлен на разрешение существующих задач в ходе разделения полномочий и ролей; экспрессивный стиль – роль лидера состоит не в занимаемом руководящем посту, а в организации эмоционального настроя в коллективе, чтобы каждый участник группы стремился к максимуму.

  2. Ориентация политического поведения лидеров: активно-позитивный и активно-негативный; пассивно-позитивный и пассивно-негативный.

  3. Основание политических факторов:
    • Параноидальный стиль – обеспечение максимальной властью происходит за счёт манипуляционных действий своих подчинённых, сталкивая их друг с другом, устраивая интриги. Данный стиль имеет ряд преимуществ: высокие ресурсы мобилизации общества; решение стратегических опросов в краткие сроки. Эффективность параноидального стиля заключается в карательных мерах и терроре.
    • Демонстративный стиль - стиль, при котором политический лидер стремится выглядеть эффективно и привлекательно в глазах населения; отличается предсказуемостью и легкой управляемостью. Все действия политика направлены на получение симпатии всех социальных групп.
    • Компульсивный стиль – стиль в политическом управлении, в котором лидер стремится сделать все самым лучшим образом и способом. Такой политический лидер не способен к гибкому управлению, лёгкости в управлении. Склонен к частым конфликтам из-за своих догматически взглядов и пунктуальности.
    • Депрессивный стиль – стиль управления, в ходе которого политический лидер вдохновлен и идеализирован другими политическими деятелями и партиями. Политик не имеет курса направления, не создаёт методы разрешения существующих проблем, всю обстановку в политической сфере принимает пессимистически.
    • Шизоидальный стиль – политический лидер целенаправленно изолирует себя от участия в политических процессах, занимая роль наблюдателя

Смотрите также:

11 декабря 2019, 10:27

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.