ЕГЭ 22.10.2019

Природное и общественное в человеке

Человек как результат биологической и социокультурной социологии

Проблема происхождения человека - центральная тема изучения многих наук. Чтобы понять сущность человека и пути эволюции, следует выяснить происхождение вида. Теория возникновения и прогресса человеческой деятельности носит название антропогенез. В науке существуют 4 базовые теории, объясняющие возникновение человеческой расы.

​​​​​​​​​​​​​​Человек как результат биологической и социокультурной социологии

Человек высший вид развития на Земле. Биологически принадлежит к человекоподобным созданиям (homo sapiens), населяющих планету с древности.

По своей сущности человек - биосоциальное существо: является частью природы, но и также неразрывно связан с обществом, которое сам создаёт.

Человек высший вид развития на Земле

 

Отличия человека от животного

  1. Способность к мышлению и членораздельной речи. Только человек, как высшая степень эволюции, способен размышлять, анализировать, вспоминать информацию. Коммуникативной функцией владеет не только человек, но ещё и некоторые виды попугаев. Но только человек способен отражать словами объективную реальность, делать упор на главное. Также, человек отражает существующую действительность не только речью, но и формами искусства (музыка, живопись и т.д.)
  2. Человек пользуется сознательной творческой деятельностью:
    • способен моделировать собственное поведение и социальные роли;
    • способен анализировать последствия действий;
    • оказывает ценностное отношение к действительности.
  3. Человек в результате жизнедеятельности преобразует окружающий мир и создаёт материальные и духовные ценности.
  4. Человек изготавливает из подручных средств орудия труда для произведения материальных благ.
  5. Человеку требуется удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности. Вторые формируют внутренний мир.

Сознание

Сознание – состояние психической жизни человека, выражается в субъективных переживаниях событий действительности. Отображает объективную реальность путём создания чувственных и логических образов. Развивается путём социализации человека. 

 В сознание входит ряд функций:

  • познание, путём восприятия органами чувств;
  • отношения к миру людей;
  • эмоциональные составляющие (переживания, чувства, воспоминания);
  • регулирование поведения в обществе.

В структуру относятся следующие элементы:

  1. Бессознательное – процессы, имеющие власть над поведением человека. Обретают проявление в снах, оговорках, мечтах.
  2. Массовое сознание – общественное мнение, транслируемое в средствах массовой информации, на митингах, демонстрациях.
  3. Самосознание – осознание себя как личности: мотивы, поступки, действия, за которые человек несёт ответственность. 
  4. Самопознание – постижение собственных физических и психологических особенностей.
  5. Самооценка –  носит субъективный характер, отражает оценочную характеристику собственному образу. Разделяется на реалистичную (действительной) и нереалистичную (завышенная и заниженная).
  6. Поведение – поступки, осуществляемые человеком в той или иной ситуации.
  7. Поступки – действия, совершаемые под влиянием мотивов, намерений, целей и средств.

Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность»

Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность»

В ходе социализации происходит становление личности: знакомство и принятие общественных норм, правил, порядков, социальных ролей и т.д. Личность является свободным и самостоятельным субъектом в обществе.

Становление индивидуальности – процесс, в ходе которого приобретаются черты, выделяющие человека из социума, носят уникальный и неповторимый характер.

Деятельность

Деятельность – взаимодействие человека с миром, при котором субъект удовлетворяет собственные потребности.

Сущность и структура деятельности

Сущность и структура деятельности

Виды действий делятся на:

  • Целерациональное (ориентир, направленный на ожидание поведения других людей, а также состояние объектов в действительности)
  • Ценностно-рациональное (человек придерживается личностных убеждений о ценностях, долге, красоте и т.д.)
  • Аффективное (характеризуется бессознательными всплесками эмоций)
  • Традиционное (формируется в результате привычки)

Виды деятельности:

1. Игра – важным является процесс, а не результат, индивид осмысляет итог действия.

Игра - вид деятельности

2. Учение – процесс, направленный на овладение знаний, умений, навыков.

3. Труд – деятельность, направленная на достижение целей, для удовлетворения собственных потребностей.

Труд - вид деятельности

 

4. Общение – взаимодействие людей, основанное на обмене и передаче информации.

Общение включает в себя следующие функции:

Информативно-коммуникативная – предполагает формирование, обмен и приём информации. Делится на 3 уровня: на первом происходит выравнивание различий в информированности людей, второй этап заключается в передаче информации и принятии решений, а третий – стремление понять другого человека.

Регуляционно-коммуникативная – отвечает за урегулирование поведения человека. В ходе общения осуществляется регуляция не только собственного поведения, но и поведения других.

Аффективно-коммуникативная – эмоциональное поле человека, выясняется отношения человека к окружающей среде.

Субъектами общения выступают:

  • Реальные партнёры;
  • Иллюзорные партнёры (домашние животные, растения);
  • Воображаемые партнёры (разговор с самим собой).

Цель общения – то, ради чего происходит коммуникативный процесс:

  • Передача и получение информации;
  • Организация совместной деятельности людей;
  • Укрепление межличностных отношений.

Средства общения – те каналы, по которым происходит передача информации:

  • Устная речь;
  • Письменная речь;
  • Органы чувств.

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.