Социализация индивида, её уровни и стадии

Социализация индивида – освоение человеком базовых общественных норм, ценностей, культуры, эталонов моделей взаимоотношения в социуме, куда относится индивид. Заключается в принятии и освоении ценностей, морали, норм поведения, знаний, господствующих в обществе. Социализация содержит в себе агентов, институты, которые специализируются на процессах приобщения индивида к обществу.

Социализация разделяется:

  1. Первичная – овладение базовым комплексом ценностей и моделями поведения в социуме ребёнком;
  2. Вторичная – овладение новой ценностно-нормативной базой взрослым индивидом.

Уровни социализации

Первичная социализация - включает детей до 6 лет. Происходит в кругу семьи и родственников, основываясь на познавательном развитии, которое у ребёнка намного активней, чем у взрослого представителя. Через игровую деятельность происходит восприятие языка, ролей, мира в целом. Ролевая деятельность представлена сигналами, которые находят отображение в сознании, выражена талантами к гуманитарным наукам, музыке, спорту и т.д.
Вторичная социализация – включает людей 18-22 года. Проходит второй круг социализации путём образования, формирующего личность и саморазвитие, приобретение новых ценностей, более тяжелых социальных ролях.
Третичная социализация – этап, касающийся сформировавшегося и получившего образование индивида. Этап характеризуется созданием склада ума, эмоциональными особенностями и ценностной базы, социальных статусов и ролей.

Агенты социализации – специализированные лица, отвечающие за освоение культурных особенностей, ценностей, норм, господствующих в социуме.

Институты социализации – образования, призванные воздействовать на приобщение индивида к обществу.

Агенты первичной социализации – члены семьи, друзья, знакомые, учителя, соседи, группировки.

Семья – главный агент. Положение родителей в обществе задаёт статус ребёнку до 20 лет. Трудовая деятельность семьи задаёт культурный и образовательный уровень.

Спорт – оказывает положительное влияние на физическую и духовную форму, воспитывает волю и дисциплинированность индивида, обеспечивает здоровую психику и бодрость.

Школа – схожий агент с семьёй, но различия заключаются в эмоциональном уровне, где ребёнка оценивают объективно, согласно его уровню, потенциалу и качествам. Школа учит победам, поражениям, преодолению трудностей. В учебный период происходит формирование самооценки, которая зачастую определяет дальнейшую жизни.

Социализация в семье и школе, помимо целенаправленности, имеет нерегулируемый и стихийный характер. Ребёнок наблюдает и перенимает уровень общения учителей со сверстниками, сверстников между собой. Опыт имеет позитивный окрас (когда отвечает целям и методам воспитания) и негативный

Интернет – агент социализации, оказывающий сильное воздействие на мировоззрение, ценности и нормы поведения индивида. Формирует интернет-зависимость, воздействуя на психику.

Агенты вторичной социализации – специализированные лица в высший образовательных учреждениях, правоохранительных органах, сотрудники СМИ. Агенты вторичной социализации представлены институтами, в которые относятся: государство, церковь, университеты, СМИ и т.д.

Стадии процесса социализации

  1. Адаптация. Возникает с начала жизни и продолжается до подросткового периода. Стадия характеризуется освоением первичного общественного опыта, подражание выступает важным элементом приобщения человека к обществу.

  2. Идентификация – поступки и мысли, выделяющие человека как личность.

  3. Интеграция – внедрение человека в общественную жизнь.

  4. Трудовая стадия – воздействие на окружающую среду с целью получения материального продукта, путём воспроизведения социального опыта.

  5. Послетрудовая стадия – передача полученного опыта следующему поколению.

Факторы, влияющие на процесс социализации:

  • биологические особенности;
  • близкое окружение (семья, друзья);
  • СМИ;
  • интернет;
  • организации;
  • цивилизация;
  • демографические характеристики;
  • культура.

Социализация затрагивает каждый слой населения в обществе. Ресоциализация – взамен старым нормам приходят и усваиваются новые ценности. Десоциализация – лишение навыков общественного поведения. Если происходят отклонения в нормах поведения – девиация. Впервые Гоффман выделил характеристики ресоциализации в нетипичных условиях: изоляция от общества; взаимоотношения с одними и теми же индивидами; лишение идентификации; утрата старых привычек, ценностей, норм.

Обучение – процесс обучение формирует определённые способности и навыки: практические (приветствие, способность одеваться) мыслительные (размышление, умение анализировать). Обучение создаёт ролевое поведение, неосознанные ценности и мораль. 

Воспитание – целеустремлённое создание в индивиде мотивов; нравов, морали, ценностей, правил, задающих темп жизнедеятельности. Проходит в семье, в близком окружении друзей и знакомых, интернете.

Образование – целенаправленное создание базы знаний о своей личности, окружении, окружающей среде, смысле жизни, которая наделена техническим или бытовым характером. Применяется в средний и высший образовательных учреждениях.

Защита – процессы, происходящие в психике, где человек устраняет внутренние противоречия, которые происходят между потребностями, интересами и ценностями. Воля человека определяет уровень защиты.

Адаптация – процессы, происходящие в психике, где человек устраняет напряженность в ситуации, к которой относятся другие индивиды. Человек предотвращает потерю общения с человеком, интересов. Составляющими элементами адаптации представлены: познание, память и воля.

Средства социализации:

  1. Подражание модели поведения взрослых людей; базируется на биологической способности запоминания и воспроизведения.
  2. Ролевые игры, происходящие в ходе обучения; происходит перенос навыков с процесса игры в жизнь.
  3. Развитие эмпирического и философского познания формирует язык, письменность и речь.

Сторонники поведенческого типа психологии выдвигают идею о стихийности социализации, происходящей случайным образом под влиянием обстоятельств, независимых от индивида.

Теория структурного функционализма изучает социализацию через адаптацию, т.к. в ходе приобщения человека к обществу, индивид интегрируется в социальную систему, где происходит приспособление. 

Павлов утверждает, что человеческая психика развивается закономерно, в ней присутствует становление последовательных этапов, которые позволяют управлять социализацией. 

Две основные формы взаимодействия личности и среды в процессе социализации:

  • Пассивная форма – накопление до социального опыта, который интегрирует индивида в общественную жизнь, систему взаимоотношений.

  • Активная форма – созидание или разрушение общественных связей путём активной деятельности.

Проблемы социализации представлены соотношением различных культурных особенностей, ценностей через ряд факторов – социализацию (родственниками, друзьями, знакомыми). В процессе социализации наблюдается компромисс различных ценностей, культурных особенностей и норм. Компромисс распространяется и на взаимоотношения людей. В ходе социализации формируются различные типы личностей.

Осуществление процесса социализации происходит на основе 4 иерархических структур:

Микросистема – место, занимаемое индивидом в обществе: семья, друзья, школа. Социально-психологические факторы влияют на приобщение молодёжи к обществу: физиологические, биологические, психологические особенности индивида.
Мезосистема – взаимоотношения форм микросистемы, таких как - отношения семьи и школы, в которых утверждается ценности, мораль, нормы, правила поведения.
Экзосистема – функционирует на базе социальных институтов, которые не затрагивают человека и не воздействую никаким образом на него (знакомые, друзья, коллеги родителей никаких образом не влияют на социализацию ребёнка).
Макросистема – цивилизационное разнообразие, среда индивида, в рамках которой присутствуют свои ценностные и моральные эталоны, которые внушаются ребёнку и влияют на деятельность макросистемы, мезосистемы, экзосистемы.

 


Смотрите также:

11 декабря 2019, 09:59

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.