Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
Афинский демос – что это? Почему недовольство демоса стало причиной создания законов Солона?
1234

Афинский демос – что это? Почему недовольство демоса стало причиной создания законов Солона?

Содержание:




Народ — демос, занимал важное место в истории Афин на заре 6 века до нашей эры. Парадоксально, но демократическая история Афин (древняя и современная) — это история, в которой этот народ отсутствует. И хотя это правда, что народ никогда не проявляет себя полностью, и само понятие «демос» вызывает многочисленные подозрения, кажется, что в череде великих имен, связанных с элитой (Солон, Писистрат, Клисфен, Перикл и т. д.), демократия развивалась бы естественным образом, совершенно без усилий, в результате умеренности правителей или постоянного внутриэлитного конфликта, который заставил их заключать договоры с теми, кто «не ходил прямо».

Если обратиться к истории, то мы узнали о том, что демос всегда молчал из знаменитой сцены в «Илиаде», в которой Одиссей использует скипетр Агамемнона, чтобы победить Терсита, ахейского солдата неаристократического происхождения, который «знал в своей голове много слов, но беспорядочно тщеславно и без приличия ссорился с князьями».

Если мы примем метафорическое предположение о том, что Терсит воплощает этот демос, мы поймем, что для аристократов люди сочетают в своих словах моральную низость и неумелость.

Что предшествовало реформам

То, что ускорило целую серию политических нововведений в Афинах, сгруппированных под рубрикой «реформы Солона», примерно в 594 году до н. э., было дерзким актом неповиновения. 

Для явных перемен были созданы материальные и исторические условия: в начале 6 века до н. э. беднейшие классы, гектеморои и тетесы (арендаторы и поденщики), жили, утопая в долгах и живя в унизительных условиях рабства. Беднейшие были вынуждены покрывать свои долги за счет рабства собственного труда или труда своих детей. Многим пришлось эмигрировать и, согласно Плутарху, неравенство (аномалия) между богатыми и бедными было таково, что народ в целом был в долгу у богатых.

Афинский демос – что это?

Поскольку город находился на грани краха, позиции демоса также должны были становиться все более экстремальными: жители горных районов выступали за радикальную демократию (если мы обратим внимание на превосходную степень в греческом тексте), в то время как жители равнин выступали за олигархию. Аристотель писал, как бы мимоходом, о забытой детали, которая имеет смысл: что многие тогда восстали против немногих.



Дело Солона

Реформа, приписываемая Солону, включает организацию общества на четыре класса (пентакосиомедимной, гиппеи, зевгиты и тетес), основанную на количестве денег, которыми обладали люди, что привело к двойственному эффекту: с одной стороны, социальная мобильность, которая нарушила разделение рангов («благородный женится на дочери низшего человека, низший женится на дочери достойного человека: богатство смешивает uhfybws», — пел Теогнис); и, с другой стороны, стандартизация политического статуса через его эквивалентность в деньгах.

Демос получил полный доступ к собранию и судам. Ареопаг, аристократическо-монархический институт, утратил бы центральную роль по сравнению с обновленным советом и народным собранием. И, согласно Аристотелю, люди продолжали обладать максимальной властью над голосованием и, следовательно, над политической властью или, другими словами, над эффективной конституцией города.

Неудивительно, что в стихах Солона справедливость и хороший политический порядок ассоциируются с определенной идеей равенства («равенство не порождает войны»), а это, в свою очередь, с зарождающейся экономической и политической рациональностью, которая будет определять политику Афин в следующие столетия.


 

Смотри также: 

Поделитесь в социальных сетях:
26 ноября 2021, 16:16


Как вы считаете, материал был полезен?

Для оценки комментариев необходимо «войти на сайт».
×