В художественных произведениях используются различные тропы, связанные со значением слова. В лирике особую роль приобретает умение создать звуковой образ — ведь стихотворение— это обязательно ритм и звучание. Аллитерация и ассонанс относятся к приемам звукописи.
Что такое аллитерация и ассонанс в литературе: как используется повторение звуков в поэтических произведениях
Аллитерация и ассонанс — это приемы, которые используют фонетическое богатство русской речи. Стечение согласных звуков в словах называют аллитерацией, гласных — ассонансом.
Замечено, что в стихотворении можно усилить зрительный образ звуковым, отобрав слова, содержащие определенные звуки. Например, если часто встречаются звуки «р», «б», «д» — возникает эффект сражения, драки, вообще чего-либо громкого. А стечение согласных «п», «ш», «т» передает шепот или шорох. Звонкие «л», «н», «м» похожи на плеск волны. Это свойство звучащей речи используется в лирике.
Ассонанс придает стиху напевность, музыкальную гармонию, мелодичность. Открытые «а», «о» помогают передать полноту звука, торжественность, радость, а «и», «ы» — скрытность и таинственность, иногда печаль. А по мнению М.В. Ломоносова, «о», «ы», «у» несут отрицательные коннотации, передают гнев или боль, в то время как «е», «и», «ю» настраивают на позитивные эмоции.
Аллитерация и ассонанс, примеры стихотворений
Приведем примеры аллитерации и ассонанса в литературе, чтобы понять их роль в раскрытии авторского замысла.
1. Классический образец аллитерации — строки из «Полтавы» А. С Пушкина:
Швед, русский — колет, рубит, режет.Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Звонкие согласные помогают передать грохот сражения, образ становится более объемным.
2. Лермонтов создает романтическую картину с помощью других звуков:
Русалка плыла по реке голубой,Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Здесь сочетания «лн», «пл» помогают услышать плеск волны, и обогащают образность стихотворения.
3. В. Маяковский:
Били копыта. Пели будто:— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
Внимательный читатель услышит здесь цокот лошадиных копыт по мостовой.
4. Сочетание гласных часто использовалось в народной поэзии:
- Мели, Емеля, твоя неделя.
- Что с возу упало – то пропало.
- На чужой каравай рот не разевай.
Ассонанс делает поговорки более запоминающимися и мелодичными.
5. А. Блок в стихотворении «Заклятие огнем и мраком» пишет:
О, весна без конца и без краю –Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита
Здесь открытые гласные «о», «а» передают торжественное звучание, это соответствует замыслу автора.
6. Лермонтовские строки «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…» повтором «у» усиливают чувство тоски и тягучей скуки. Так поэт передает ощущения лирического героя.
При анализе поэтического произведения необходимо обращать внимание не только на лексику, но и на его звучание — это помогает проникнуть в авторский замысел.
Как вы считаете, материал был полезен?