Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
Аллитерация и ассонанс — что это такое, примеры в литературе
368

Аллитерация и ассонанс — что это такое, примеры в литературе

Содержание:




В художественных произведениях используются различные тропы, связанные со значением слова. В лирике особую роль приобретает умение создать звуковой образ — ведь стихотворение— это обязательно ритм и звучание.  Аллитерация и ассонанс относятся к приемам звукописи.

Что такое аллитерация и ассонанс в литературе: как используется повторение звуков в поэтических произведениях

Аллитерация и ассонанс — это приемы, которые используют фонетическое богатство русской речи. Стечение согласных звуков в словах называют аллитерацией, гласных — ассонансом

Замечено, что в стихотворении можно усилить зрительный образ звуковым, отобрав слова, содержащие определенные звуки. Например, если часто встречаются звуки «р», «б», «д» — возникает эффект сражения, драки, вообще чего-либо громкого. А стечение согласных «п», «ш», «т» передает шепот или шорох. Звонкие «л», «н», «м» похожи на плеск волны. Это свойство звучащей речи используется в лирике. 

Ассонанс придает стиху напевность, музыкальную гармонию, мелодичность. Открытые «а», «о» помогают передать полноту звука, торжественность, радость, а «и», «ы» — скрытность и таинственность, иногда печаль.  А по мнению М.В. Ломоносова, «о», «ы», «у» несут отрицательные коннотации, передают гнев или боль, в то время как «е», «и», «ю» настраивают на позитивные эмоции. 



Аллитерация и ассонанс, примеры стихотворений

Приведем примеры аллитерации и ассонанса в литературе, чтобы понять их роль в раскрытии авторского замысла.

1. Классический образец аллитерации — строки из «Полтавы» А. С Пушкина:

Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

Звонкие согласные помогают передать грохот сражения, образ становится более объемным.

2. Лермонтов создает романтическую картину с помощью других звуков: 

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.

Здесь сочетания «лн», «пл» помогают услышать плеск волны, и обогащают образность стихотворения.

3. В. Маяковский:

Били копыта. Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. 

Внимательный читатель услышит здесь цокот лошадиных копыт по мостовой. 

4. Сочетание гласных часто использовалось в народной поэзии:

  • Мели, Емеля, твоя неделя.
  • Что с возу упало – то пропало.
  • На чужой каравай рот не разевай.

Ассонанс делает поговорки более запоминающимися и мелодичными.

5. А. Блок в стихотворении «Заклятие огнем и мраком» пишет:

О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита

Здесь открытые гласные «о», «а» передают торжественное звучание, это соответствует замыслу автора. 

6. Лермонтовские строки «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…» повтором «у» усиливают чувство тоски и тягучей скуки. Так поэт передает ощущения лирического героя. 

При анализе поэтического произведения необходимо обращать внимание не только на лексику, но и на его звучание — это помогает проникнуть в авторский замысел.

Поделитесь в социальных сетях:
27 сентября 2023, 10:19


Как вы считаете, материал был полезен?

Для оценки комментариев необходимо «войти на сайт».
×