Создателем жанра называется древнегреческий автор Эзоп. Будучи рабом, он создавал иносказания скорее вынужденно. Прямо высказать сатирическое обличение, насмешку, осуждение для него означало быть наказанным за своеволие.
В России известнейшим баснописцем считается Иван Андреевич Крылов. Рассмотрим стилистику одного из его творений.
Анализ басни Крылова «Лебедь, рак и щука»
Написана в 1814. Современники, привыкшие, что в творчестве Ивана Андреевича присутствуют отсылки к конкретным историческим фактам или вопросам, ассоциировали содержание с работой Государственного совета.
Мораль басни «Лебедь, Рак и Щука»
Названный композиционный элемент обязателен. Размещается в начале или в конце. В нем объясняется символика придуманного сюжета, извлекается урок из описанного.
Смысл басни Крылова «Лебедь, Рак и Щука» сформулирован в первой строфе. Кратко он звучит так: если товарищи не договорились о том, как и зачем собираются что-то предпринимать — усилия бесполезны. «Выйдет из него… только мука» —так характеризует результат их стараний баснописец. Для большей наглядности он использует разнообразные средства выразительности.
С помощью каких литературных приемов раскрывается мораль басни
Прежде всего это аллегория. Так называют в литературоведении передачу авторской мысли с использованием образов предметного, животного или растительного мира. Выбранные персонажи в культурной традиции являются носителями неких закрепленных качеств: Волк — злой, Лиса — хитрая и т.д. Это позволяет лучше донести идею, ведь мы уже заранее представляем, какими будут описываемые действующие лица.
Вторая особенность — оформление речи повествователя. Используя фольклорные обороты («нет ходу», «на лад… дело не пойдет»), фразеологизмы («из кожи лезут вон»), несложные конструкции предложений, автор приближает поэтический язык к народному, делает мораль басни «Лебедь, Рак и Щука» доступнее для понимания.
Как черты характера героев помогают читателю уловить суть произведения
В каждом персонаже есть черта, заложенная от рождения. Для лебедя, рака и щуки характеристика героев включает в порядке следования: стремление к полету, движение в противоположном направлении по земле и плавание в реке. Изначально они ничем не объединены.
К тому же Лебедь, Рак и Щука к анализу своих задач не приступают: они просто «везти с поклажей воз взялись». Куда и зачем — им неведомо.
Следуя морали басни, Лебедь хочет подняться в небо и тянет вверх, рыба стремится в водную стихию, а представитель земноводных движется в обратную сторону. При указанных условиях даже с легким грузом транспорт не сдвинется с места.
Судя по концовке басни, Лебедь, Рак и Щука, черты характера которых ярко выписаны, не нашли компромисса. «Воз и ныне там» — таков финал.
Суть басни «Лебедь, Рак и Щука», конечно, не ограничивается осмеянием бестолковых распоряжений российских чиновников эпохи самодержавия. Она обращена к любым общим предприятиям, не подкрепленным проработкой шагов участников. И напоминает о важности координации действий ради достижения успеха.
Как вы считаете, материал был полезен?