В.Я. Брюсов известен прежде всего как основатель течения символизма в русской поэзии Серебряного века. В его произведениях, посвященных природе, раскрываются не столько конкретные пейзажи, сколько индивидуальное восприятие их лирическим героем.
Брюсов, «Первый снег» — анализ стихотворения по плану
Главной категорией эстетики нового течения в поэзии был символ. Он предполагал многозначность и неограниченное количество смыслов. Проведем анализ стихотворения Брюсова «Первый снег» по плану, помогающему раскрыть авторское видение мира.
Главная идея, тематика, история создания
Написанное в 1895 году, произведение вошло в первый бунинский сборник «Шедевры». Приход зимы и испытываемые человеком эмоции — его главная тема. Автор вносит в традиционное описание зимы урбанистические мотивы («экипажи, пешеходы»).
Анализ стихотворения «Первый снег» по строфам позволяет понять авторскую идею. В I строфе рисуется обобщенная картина сияющего мира, украшенного блестящим снегом. Во второй реальный мир перетекает в символ чьей-то мечты, грезы, волшебства. Далее поэт описывает городской пейзаж, объединяя жизнь людей и природы. В последней строфе перекличка реальности и сказки закреплена в словах «жизни с грезою игра», «этот мир очарований этот мир из серебра». Символист восхищается не только красотой зимней природы, но и тем, как преображает она реальный мир в таинственную грезу.
Брюсов «Первый снег», анализ стихотворения. Художественные средства выразительности
Пейзажная лирика призывает читателя остановиться, рассматривая описываемые поэтом картины. Обратите внимание: в тексте, состоящем из 4 четверостиший — только один глагол «горят», который не имеет значения движения — мир изображается в статике, мы наблюдаем за каждой его особенностью.
Существительные передают ощущение блеска:
Серебро, огни и блестки, -
Целый мир из серебра!
Вторая группа лексики — слова со значением «волшебство»: «призраки», «сны», «грезы», «очарование», «мечтание». С их помощью поэт создает впечатление переклички реального и нереального. «Старая проза» облекается в сияющие одежды мечтаний.
Творение Брюсова «Первый снег», анализу которого посвящена статья, написано четырехстопным хореем. Поэт-символист Константин Бальмонт называл этот размер «более выразительным и включающим в себя таинственность». Можно сказать, что волшебная атмосфера произведения передается в том числе и с помощью его звучания.
Образ лирического героя
Лирический герой «Первого снега» Брюсова — мечтатель, которому доступно многое, невидимое окружающим. Это городской житель, увидевший в приходе зимы удивительную красоту.
Эмоциональное напряжение, восторг лирического героя переданы с помощью восклицательных предложений и лексических повторов «это» и «этот мир». Для него, как и для автора, мир полон тайн и символов. Он называет его «миром очарований», в данном контексте это означает «подвергнувшимся воздействия чар, колдовства».
Приход первого снега герой воспринимает как обновление земли, которое несет праздник. Не случайно использованы слова «в жемчугах горят», «озарены». Все наполнено светом и радостными эмоциями.
Символизм в стихотворении
Проведем в произведении Валерия Брюсова «Первый снег» анализ проявления в нем черт символизма:
- Отсутствие конкретного пейзажа, черты которого лишь намечены.
- Восприятие мира как источника непостижимой тайны и волшебства.
- Двоемирие, переплетение прозы жизни и мечты.
- Использование символов-намеков: «огни», «сны», «призраки» и др.
- Особая роль звучания стиха: напряженный ритм хорея передает силу переживаний лирического героя.
Как вы считаете, материал был полезен?