Некрасов, «Школьник» – анализ стихотворения по плану: главная мысль, тема, идея, композиция. «Школьник» как представитель лучших традиций реализма. Образ лирического героя.
Одна из ведущих тем лирики великого русского поэта Н.А. Некрасова – просвещение простого народа. Проблемам обучения крестьянских детей, поддержке и развитию их способностей, талантов, посвящены многие лирические произведения классика.
Стихотворение «Школьник» написано в 1856 году. Содержание произведения следующее: лирический герой, отправившийся в путь на тарантасе или повозке с лошадьми, встречает по дороге крестьянского мальчика, шагающего по обочине с котомкой за плечами, и предлагает его подвезти. По внешнему виду подростка повествователь думает, что он из бедной семьи, недостаточно разумеет в грамоте и счете, но изо всех сил тянется к знаниям. Лирический герой подбадривает мальчика, говоря, что такой путь к просвещению прошли многие выходцы из крестьян, и упоминает детали, указывающие на судьбу М. В. Ломоносова.
История создания произведения тесно связана с именем прославленного поэта, ученого, внесшего значительный вклад в развитие науки России. Стихотворение сложено Н.А. Некрасовым на даче недалеко от Ораниенбаума, усадьбы М.В. Ломоносова, поэтому всякие совпадения исключаются.
Главная мысль произведения: показать свою любовь к Родине.
Тема: тяга простого народа к знаниям.
Идея: в среде крестьянства много талантливых людей, достигших высот в науке и культуре.
Композиционно стихотворение делится на 6 частей:
- обращение лирического героя к прохожему (первая строфа);
- описание внешности подростка (первые две строки второй строфы);
- рассуждение о сборах близкими людьми мальчика в дорогу (2-5 строфы);
- экскурс в историю (рассказ о М. В. Ломоносове, 6-7 строфы);
- объяснение в любви Руси (8 строфа);
- вывод о способностях и достижениях представителей народа (9-10 строфы).
Стихотворный размер: хорей. Рифмы точные, перекрестные, мужские сочетаются с женскими.
«Школьник» – представитель лучших традиций критического реализма в части проблематики и художественного своеобразия. Стремление поэта в доступной форме рассказать о нелегком пути крестьянских детей к грамоте, частичное использование диалогов помогают легкому восприятию прочитанного текста. Автор использует различные тропы и фигуры:
- эпитеты (невеселая, славный, разумен, велик, добрый, глубоко, бездарна, родная, славных, благородных, любящей, тупых, холодных, напыщенных);
- олицетворения (край выводит, погиб, сон свершится);
- инверсия.
Поэт активно применяет устаревшую лексику: котомка, батька, четвертачок, купчиха, дворовый, отпущенные, робей. Также в тексте имеются разговорные слова: не стыдися, дьячиха, свезет. Используются лексемы высокого стиля: славный путь, широкое поприще. Видны исторические черты: отпущенный, дворовый. Лексическое разнообразие призвано отразить особенности времени и речи лирического героя, образ которого создан емко и целостно, как форма выражения авторского сознания. Стихотворение «Школьник» относится к классическому наследию Н. А. Некрасова.
Как вы считаете, материал был полезен?