В. Брюсов — поэт, прозаик, эссеист, творивший в эпоху Серебряного века. Он считается основателем поэтического течения символизма, и во многих его творениях отчетливо видны черты данного стиля. Рассмотрим одно из них.
Брюсов, «Сумерки» — история создания, тема стихотворения
В 1906 году выходит в свет сборник «Все напевы». В цикле «Вечеровые песни» Брюсов размещает стихотворение «Сумерки».
Тема произведения — картина наступления вечера в городе. Это отчетливо прочитывается в лексике: «электричество», «телеграфные», «циферблаты», «тротуарные плиты». То, как изменяет сумеречный свет привычную реальность городского пейзажа, является предметом описания автора.
Анализ идеи, образов и символов стихотворения
Анализ стихотворения «Сумерки» Брюсова выявляет особенности авторского стиля. В произведениях символистов мир изменял свои очертания, они не стремились к точной прорисовке деталей пейзажа. Образ города в «Сумерках» создается намеками, складывается мозаикой из электрических фонарей, телеграфа, уличных часов, сквера. Можно сказать, что это обобщенный образ-символ.
Мир, который видит лирический герой, преображается, урбанистический пейзаж получает черты природного (метафора: фонарь — луна на длинном стебле). Поэт использует олицетворения: тротуарная плитка «жаждет» отдохновения, «отуманенный сквер» притихает. Атмосфера наполнена волшебством и мистикой: «незримые и нежные» руки играют на телеграфных струнах, ветер «целует в глаза проходящих гетер». Образы природы тесно переплетены с городскими реалиями.
Лексическая ткань стихотворения, включающая слова «нежные», «волшебно», «прохладный покой», «притих», «целует с улыбкой», «тихие звуки» — создает атмосферу тишины, покоя, отдохновения, гармонии. Автор называет сумерки «милостью», временем тишины и покоя для человека. Это и есть идея произведения.
Жанр и литературное направление, композиция
Жанровую принадлежность стихотворения Валерия Брюсова «Сумерки», анализ которого проводится в статье, можно определить как пейзажную лирику. Литературное направление — символизм.
Произведение состоит из четырех строф и написано трехстопным амфибрахием. Этот трехсложный размер звучит плавно, замедленно, что соответствует настроению и описываемой картине.
Первая строфа создает зрительный и звуковой образ города, в ней же появляются мистические «нежные руки», создавая атмосферу тайны. Второе четверостишие дополняет картину волшебно изменяющегося пейзажа. Примечательно, что в нем есть «толпа», но мы не слышим ни шума, ни криков, как будто все замирает.
Мотив заколдованного пространства продолжается в третьей строфе, но в ней появляется новый образ — ветер. Он передает свое расположение городу, с улыбкой целуя проходящих гетер (древнегреческие жрицы любви). Возможно, упоминанием гетер Брюсов хотел подчеркнуть порочность современной цивилизации — такое мироощущение было свойственно символистам.
В финале стихотворения мы слышим звуки клавира — струнного инструмента 18 века, поэт сравнивает их с «ропотами» уходящего дня. Для лирического героя приход сумерек — освобождение от гнета дел, шума, агрессии.
Урбанистические мотивы в лирике Брюсова
Урбанистическая тема волновала Брюсова, он осуждал бездушие современной цивилизации. В его лирике образ города предстает двояко: как средоточие порока и как среда для развития науки и промышленности. Описывая его враждебным человеку, поэт призывал вернуться к гармонии с природой, к вечным ценностям.
Как вы считаете, материал был полезен?