Ареопаг – это та локация, которую обязательно стоит посетить в Афинах, и ключом к получению удовольствия является понимание роли Ареопага в афинской мифологии, истории и религии. Мифологический Ареопаг знакомит нас с его происхождением; исторический Ареопаг рассказывает о пути афинского правосудия от подчиненного суда, контролируемого привилегиями, к светскому суду представительных советников; а религиозный Ареопаг отстаивает главенство афинских Божеств, слушая ответ Павла на серьезные обвинения.
Ареопаг расположен непосредственно к северо-западу от Акрополя и имеет тот же известняковый выступ. Название «Ареопаг» буквально означает «холм Ареса» или «Марсов холм», Марс – римский эквивалент греческого Ареса, Бога войны. В действительности Ареопаг, или Холм Ареса (Марсов холм), представляет собой не более чем голый скалистый известняковый выступ длиной около 300 метров, максимальной шириной около 120 метров и высотой около 115 метров над уровнем города.
Мифология Ареопага
История любого древнего места в Греции почти всегда связана с мифологией, и лучше всего объяснение происхождение Ареопага в Афинах у Павсания.
Есть еще холм Ареса, названный так потому, что Арес был первым, кого судили здесь, сказано, что он убил Халирротия, и каковы были основания для этого поступка. После этого, говорят, Ореста судили за убийство его матери, и здесь есть алтарь Афине Арее (Воинственной), который он посвятил, будучи оправданным. Необтесанные камни, на которых стоят обвиняемые и обвинители, они называют камнем возмущения и камнем безжалостности.
История Ареопага
Фактическое возникновение Ареопага как светского суда неизвестно, но уже в VII веке до н. э. правосудие на Ареопаге вершили евпатриды («хорошо рожденные»). Евпатриды были рождены в аристократическом клане или богаты. Ареопаг не был местом единоличной магистратуры в Афинах, а функционировал одновременно с отдельным собранием граждан. Тем не менее власть и привилегии Ареопага позволили ему заполнить себя избранными магистратами, которые отражали его собственный класс и цели.
Ареопаг со ступеней Пропилеи Акрополя
Реформы Солона, который был избран главным магистратом в 594 году до н. э., оказали значительное влияние на роль Ареопага. Солон расширил полномочия собрания граждан, создав формальный совет. Совет имел контроль над своей повесткой дня и избирательными вопросами и был защитой от любых попыток самодержавия со стороны Ареопага. Реальная судебная власть совета проистекала из назначения Солона, согласно которому совет должен был стать главным афинским судом с правом обжалования приговора любого афинского суда.
Соответственно, главенство Ареопага уменьшилось, и большая часть его работы со временем была передана альтернативным судам. Павсаний записал: "Здесь также построено святилище Матери Богов; изображение выполнено Фидием. Рядом находится зал совета тех, кого называют пятьсот, которые являются афинскими советниками на год... Недалеко от зала совета пятисот находится то, что называется Толос (круглый дом); здесь президенты приносят жертвы..." Информацию об этих функционерах афинского правосудия и администрации можно прочитать в нашем рассказе о древней афинской агоре.
Законы Солона были записаны в ратуше на территории агоры, которая находилась совсем рядом с Ареопагом.
Как вы считаете, материал был полезен?